Об этом, кстати, неоспоримо свидетельствует поведение автомобильных компаний в течение всего прошедшего года. Просто для информации: по итогам девяти месяцев продажи новых машин упали на 33% по сравнению с прошлым годом, с рынка ушли многие модели — их выбор сократился на 20%. Но каким же образом автоконцерны пытались оживить рынок, что они предпринимали? Главным образом повышали цены, причем многие успели сделать это по нескольку раз в течение рассматриваемого периода. В итоге новые машины в среднем подорожали на четверть, притом что доходы граждан упали в результате как прямого сокращения зарплат, так и девальвации рубля.
Правда, автопроизводители предприняли-таки робкую попытку смягчить нокаутирующий удар по кошельку покупателей, предложив ограниченные во времени специальные скидки, связанные, как правило, с утилизацией или трейд-ин. Поэтому и выглядят эти акции скорее как ленивая отмазка, рассчитанная не на всех, да к тому же за счет государства, которое взяло на себя компенсацию дисконта.
Судя по тем «кардинальным» мерам, которые были предприняты компаниями в борьбе за покупателя в условиях стагнирующего рынка, многолетнюю стратегию по плановому повышению цен в первые месяцы нового года никто отменять не будет. Более того, на этот раз дело вряд ли ограничится стандартным ростом в несколько процентов, ибо у автостроителей есть превосходные аргументы для оправданий. Во-первых, повышаются акцизы на автомобили, которые автозаводы платят в казну с каждой лошадиной силы. Во-вторых, вводится запрет на двигатели, не соответствующие нормам стандарта «Евро-5». То, что под капотом марок иностранного происхождения стоят экологичные двигатели, никого, простите, не волнует. Повышение цен произойдет повсеместно независимо от подобных мелочей — именно так подсказывает нам опыт, сын ошибок трудных. Единственное, о чем можно спорить, так это о конкретных процентах, да и то бесплодно — все зависит исключительно от фантазии автомобильных корпораций.
Так что дело совсем не в жадности дилеров — они, бедолаги, с радостью пошли бы навстречу народным массам. Однако их маржа с каждой проданной машины не так велика, чтобы держать низкие цены за свой счет. Ну, а какую прибыль закладывают в прайс производители — это большая тайна для нас, смертных. Конечно, государственные органы (та же Федеральная антимонопольная служба) имеют все полномочия заинтересоваться этим вопросом на предмет ценового сговора, но у них, вероятно, в повестке дня стоят более важные проблемы.
Соответственно, никакого оживления автомобильного рынка, как надеются некоторые оптимистично настроенные эксперты, в начале 2016-го не будет. Более того, следует ожидать дальнейшего падения продаж, поскольку цены неизбежно будут расти, а зарплаты как минимум не увеличатся.
Понятно, что за вэны и пикапы тревожиться особо нечего — они и без кризиса не могут похвастаться широкой потребительской аудиторией. Из остальных меньше всего повезет классу мини, представленному ныне всего тремя моделями — Matiz, Picanto и Smily. За сентябрь крохотных городских автомобилей в Россия купили всего 600 штук — на 57% меньше, чем годом ранее. Стоит вспомнить, что до кризиса 2008-го годовые продажи этих машин составляли 70 000 штук. Доля рынка, занимаемая ими, составляла 6%, а сейчас — 0,6%. Вторым явным пострадавшим станет гольф-класс, которому также грозит дальнейшее сокращение. Перед прошлым кризисом он оккупировал четверть рынка, а ныне — лишь 10,5%, и это еще не предел, ибо на покупку «народного» Focus за 900 000 рублей (столько примерно стоит оптимальная комплектация) у народа денег в ближайшее время не будет.
Оба этих сегмента находятся под жестким прессингом со стороны автомобилей В-класса, которые все настойчивей претендуют на роль семейного авто и, с одной стороны, гораздо вместительнее, чем «малыши», а с другой — ощутимо дешевле «гольфов». Из всех «бюджетников» им меньше всего стоит опасаться сокращения рынка, хотя поприжаться тоже придется. Несмотря на это, их доля в следующем году вырастет по одной простой причине — падают их продажи медленнее, чем у всех выше перечисленных.
Более-менее безбедное существование можно предречь также дорогим автомобилям, в число которых входят кроссоверы и седаны премиум-класса. За год их аудитория сократилась процентов на 20, катастрофических убытков своим продавцам они не принесут и после Нового года. Адекватных заменителей по более щадящей цене у них нет, а поэтому основное замещение пойдет по линии вторичного рынка — благо там машины подорожали за год в среднем всего на 15%.
Подводя краткие итоги, смело можно сказать следующее. Автомобильный рынок не выйдет из пике по крайней мере в ближайшие шесть-восемь месяцев. Продажи «дешевых» машин будут падать из-за неизбежного повышения цен и снижения покупательной способности населения. Более дорогие транспортные средства пострадают меньше, хотя их будущее также отнюдь не безоблачно. Отложенный спрос и замещение «вторичкой» не дадут сбыться наивным мечтам о скором возрождении этой отрасли.