По их мнению, завод практически полностью встанет не позднее следующей недели. Задействованными останутся лишь службы, причастные к запланированному на 15 декабря запуску в производство широко разрекламированной новинки LADA XRAY. Сорвать его — значит окончательно подорвать и без того пошатнувшееся доверие российских властей к якобы эффективному тольяттинскому менеджменту. Мы разобрались, что на самом деле происходит на предприятии.
Итак, в понедельник информационное агентство Rambler News Service сообщило со ссылкой на одну из деловых газет страны, что «выпуск автомобилей будет приостановлен АвтоВАЗом раньше новогодних каникул: конвейер на заводе в Тольятти встанет с 18 декабря по 18 января, завод в Ижевске будет стоять с 28 декабря до 18 января».
И в принципе подобное развитие событий не стало совсем уж неожиданностью. Более того, остановку завода некоторые эксперты предрекали еще в минувшую пятницу в связи с не очень ясными перспективами поставок комплектующих из Турция. Тогда, правда, пресс-служба завода оперативно опровергла это. Не задержались автовазовцы с ответом и сейчас. Однако в этот раз их официальное заявление выглядит весьма беспомощно и неоднозначно. Представитель производителя напомнил лишь, что с 15 декабря АвтоВАЗ планирует запустить серийное производство LADA XRAY, хотя и не скрыл, что выпуск новинки будет идти всего 15 дней — до конца месяца. О других сборочных производствах в заявлении не прозвучало ни слова.
Однако ряд смежников автогиганта, по нашим данным, уже получили график поставок на ближайшее время, из которого следует, что завод все-таки встанет. Что и немудрено, даже если не брать в расчет «турецкий вопрос». Причины возможной остановки производства понятны — катастрофическое падение спроса на тольяттинские поделки (в минувшем месяце продажи сократились на 29% по сравнению с ноябрем прошлого года). В том числе и на совершенно не оправдавшую надежды вазовского руководства на бешеные продажи новинку сезона LADA Vesta. Что и понятно: дешевых комплектаций завод не выпускает, а дорогие версии, как уже писали «МК» и портал «АвтоВзгляд», бедные россияне не берут, предпочитая иностранных одноклассников: цена та же, но их надежность и качество многократно подтверждены.
Что же касается широко разрекламированного LADA XRAY, то этот прямой конкурент Renault Sandero по большому счету не нужен ни французским хозяевам АвтоВАЗа, ни потребителю. Поэтому он и будет выпущен смешным для любого серьезного разговора о рыночных перспективах тиражом в 500 экземпляров. На наш взгляд, исключительно для того, чтобы продемонстрировать и главному российскому акционеру автогиганта, корпорации Ростех, и Правительство РФ страны, что на заводе не все так плохо, как есть на самом деле...
Александр РОСТАРЧУК,
шеф-редактор портала «АвтоВзгляд».