Позвонил знакомый, который в данный момент отдыхает на полуострове. Не потому, что он морж или обожает здешние порывистые ветра.
Просто путевку ему выдали в районном собесе. 49-летний Александр — военный пенсионер, майор, инвалид первой группы, участвовал в боевых действиях в Чечне, получил пулю в позвоночник, прикован к коляске, и теперь наше государство таким вот образом расплачивается за его героизм. Отправляет в Крым в ненастном ноябре.
На полуострове Александр, между прочим, в третий раз. До этого ездил от Министерства обороны. Со скидкой. За четверть стоимости путевки. «А сейчас я через суд выбил поездку от отдела социальной защиты населения города Москва. Оказывается, ежегодное лечение на курорте таким как я давно и законно положено, но об этом мало кто знает. Я сюда отправился только после того, как подал иск на районный собес».
Для бесплатников и льготников в Крыму распахнуты двери десятков санаториев. Мы не пишем их названия, во-первых, чтобы не делать антирекламы, во-вторых, во всех более или менее одинаковые условия проживания и лечения. Есть похуже, есть получше. По стандартам. Но, как утверждает Александр, качество обслуживания по сравнению даже с прошлым годом ухудшилось в разы.
«В 2014-м было бедненько, но чистенько. Сейчас же около городков, где находятся санатории, выстроились новенькие коттеджи руководства. И на их фоне очень яркий контраст с обычными санаториями и домами отдыха».
Судя по дачам и виллам вокруг нельзя сказать, что Россия не вливает в курортный Крым большие финансы.
Вопрос в другом: как эти деньги расходуются? И существует ли грамотная система контроля над тем, куда они идут?
«В нашем санатории лечащий врач принимает вновь поступивших в общем коридоре. Раньше у него был свой кабинет, но теперь там сделали еще одну палату, потому что отдыхающих и в самом деле много — есть же разнарядка, чтобы всех льготников сюда направлять, государство дает на это деньги,» Когда количество гостей зашкалило за все разумные пределы, руководство санатория сняло для них номера в ближайшей гостинице. Для того отеля, опустевшего на зиму, это тоже подспорье.
«Но питались мы все равно в общей столовой. И вот это и есть самое ужасное! Раньше была 5-разовая кормежка, теперь только 3 раза в день. Кефир вздулся, котлеты воняют тухлятиной, в компоте плавают червяки, мы даже со скандалом вызывали диетсестру! Вместо мяса дают бобовые, в них ведь тоже белок, только растительный, но для инвалидов-спинальников, чтоб вы знали, съесть такое — смерти подобно, так как страшно начинает пучить живот. А мы же в большинстве своем неходячие и не можем растрястись».
Никаких фруктов в гостеприимном Крыму к столу не подавали. Последними исчезли турецкие яблоки. Но больше всего Александра потрясли тараканы, которые вольготно бегали по обеденному столу. «Вот уж кому всегда сезон. Еще видел мышей на нашей территории, нормально, да?»
Лечение по сравнению с прошлым годом урезали тоже. И, если раньше инвалида первой группы мог бесплатно сопровождать его родственник или знакомый, и тоже при этом числиться отдыхающим, получать дармовое лечение и полный пансион, то теперь процедуры только за свой счет. Поэтому и найти человека, готового за свои деньги присматривать за инвалидом, не так-то просто.
«Жена не могла со мной поехать, так как сын учится в школе, - сетует Александр. - Мы объясняли в себесе: нельзя ли не в ноябре отдохнуть? А пораньше, например, в каникулы. Но нам категорично заявили, что нет — надо же как-то заполнять крымские санатории поздней осенью,»
Раньше здесь был хотя бы первичный медицинский осмотр приезжающих, теперь пускают всех, кого не лень — без анализов, без флюорографии, были случаи, когда курортники завезли с собой вшей, еще одни напились до белой горячки и гонялись по территории с ножами друг за другом...
Короче, отдых в Крыму перстал быть томным. Да и лечение тоже.
«Грязевые аппликации срезали на половину, другие процедуры тоже. Массаж делают всего 5 сеансов на руки и 5 на ноги. Вместо 10, как раньше. Говорим им, что это пустая трата времени — реальная помощь начинается только после 8 занятия, но медперсонал лишь головой качает: положено по новым стандартам».
Одна единица массажа — 5 минут — стоит 100 рублей. Парализованному нужно как минимум 12 единиц, то есть стоимость процедуры — 1200 рублей.
А в той же Турция аналогичная манипуляция обоходилась максимум в 800-1000 рублей.
Ни бассейна с морской водой, о котором так ратует Ростуризм — мол, им вполне можно заменить настоящие купания, ни сколь-нибудь веселого досуга. Аниматоры все тоже остались в Турции и в Египет. Развлечений для туристов в зимнем Крыму никаких.
«Вечерами делать в санатории откровенно нечего», - жалуется мой собеседник. Если только посещать дискотеки, что для колясочника, понятное дело, сложно. Один раз съездил на экскурсию. Красиво, конечно, но опять же за свой счет», - в таком вот раю военный пенсионер провел 28 суток. Хотя по стандартам положено до 42 дней.
Больше же всего в этот приезд Александру запомнилось отключение электричества. Если бы не это ЧП, улыбается он, то вспоминать было бы и совсем нечего.
«Конечно, дареному коню в зубы не смотрят, - вздыхает он. - Но за свои деньги я бы в Крым в это время года ни за что не поехал! И другим не посоветовал бы!»
Между тем, как только руководство нашей страны стало веерно отключать население от самых популярных заморских курортов, цены на полуострове понеслись вскачь.
Если еще месяц назад забронировать на июнь 2016-го года (то есть много заранее — авт.) комнату в Большой Ялта у хозяев стоило полторы тысячи рублей, то сейчас цена за те же самые «апартаменты» взлетела до трех тысяч в сутки.