Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»:
«Из экономических тем, поднятых в послании президента, стоит остановиться на продлении амнистии капиталов. Не потому, что она важнее других, а потому, что она объемно отражает сегодняшний и завтрашний дни во взаимоотношениях государства и бизнеса.
Путин констатировал: прошел без малого год, как амнистия, рассчитанная на возврат капиталов из офшоров, объявлена, а результатов мало. Известно, что воспользовались ею не десятки тысяч компаний, а лишь сотни. Изменится ли что-нибудь в ближайшие полгода?
Механизм амнистии не изменится. Путин призвал Правительство РФ, предпринимательские союзы, правоохранительные органы, Верховный суд совместно внести коррективы, чтобы убрать подводные камни. Но за полгода можно только о чем-то договориться, а не рассчитывать на результаты.
Почему амнистия непопулярна? Это не совсем так. Крупнейшие компании, не собирающиеся менять «гражданство» и «прописку», ею уже воспользовались или воспользуются в ближайшие полгода. Значительная часть российских по происхождению компаний предпочла юридически переехать. Они теперь иностранные. Их подталкивали и антироссийские санкции, ограничивавшие их бизнес. Если они выбрали портом приписки не страны, которые ввели против нас санкции, то с ограничениями в Россия они и их филиалы не столкнутся. Самое интересное начнется, когда заработает автоматический межгосударственный обмен налоговой информацией, что предположительно произойдет в 2017 году.
Перед этим тоже будет нескучно. Когда амнистия кончится, а обмен информацией еще автоматическим не станет, пробьет час налоговика. Инспекторы насчитают прибыль и ее налогообложение заинтересовавшей их компании «с родственниками за границей», используя законы не только о контролируемых иностранных компаниях, но и о трансфертном ценообразовании. А дальше можно судиться».