Итак, о «делении» бюджетных средств. Например, в случае недополучения доходов из-за более низких цен на нефть, чем запланировало Минэкономразвития в бюджет (а сумма может составить до 1 трлн рублей), дополнительные средства из Резервного фонда (0,5 трлн рублей), а также «замороженная» накопительная часть пенсий (еще до 342 млрд рублей) будет распределена не Правительство РФ, как это было обычно, а самим парламентом. И пробила это решение именно фракция «Единой России». Напомним, что официальным главой этой партии является премьер Дмитрий Медведев.
Доходы бюджета-2016, напомним, запланированы на уровне 13,738 трлн рублей, расходы - 16,098 трлн. Дефицит составит грандиозную величину – 2,36 трлн - 3% ВВП (прогноз Минэкономразвития на будущий год – 78 трлн 673 млрд рублей).
Инфляция не должна превысить 6,4%, ВВП вырасти на 0,7%, а среднегодовая цена на нефть марки Urals удержится на уровне $50 за баррель. Заметим еще раз, что в последнем случае речь идет о цене российского коктейля нефти. Североморский Brent, цены на который постоянно публикуют и российские СМИ, несколько (на $4-5) дороже. Иными словами, если Brent сейчас стоит менее $45 за бочку, то наш Urals тянет максиму на $40. При такой цене нефти (если, конечно, не верить в чудо) бюджет-2016 совсем уж задохнется.
Конкретнее об этой беде предупредил думцев еще во время первого чтения бюджета министр финансов Антон Силуанов. По его расчетам, при $40 за баррель федеральный бюджет потеряет до 1 трлн рублей доходов, которых и так кот наплакал. Судя по всему, его тревога обоснована. Тем более, что по прогнозам ЦБ, даже при $50 за баррель ВВП Россия упадет на 0,5%, а не вырастет, как считает ведомство Алексей Улюкаев, на целых 0,7%. Впрочем, все эти цифры попадают в область статистических ошибок.
И вот именно из-за того, как компенсировать потерю 1 трлн рублей бюджетных денег, и случилась небольшая, но далеко идущая по своим последствиям аппаратная революция. Силуанов для начала попросил Думу в случае дальнейшего падения цен на нефть дать ему право на получение из Резервного фонда еще 500 млрд рублей.
Поясним, что, согласно своей нормативной величине, этот фонд должен аккумулировать на своих счетах не менее 5,5 трлн рублей. Но уже сейчас там на 2 трлн рублей меньше – нефть падала в цене весь год, бюджет-2015 недополучал денег, пришлось открыть неприкосновенный запас.
В будущем году, согласно принятому во втором чтении бюджету-2016, из фонда на покрытие дефицита уже разрешено получить 2,1 трлн рублей. Остальные недостающие средства займут на внутреннем рынке. Итого к началу 2017 года в Резервном фонде должно остаться что-то около 1,4 трлн рублей. Но, если нефть продолжит рушиться, то там останется уже менее 1 трлн. Потому что придется взять оттуда еще 500 млрд.
Не случайно Антон Силуанов не устает предупреждать: если не будем урезать расходы, то к 2018 году страна полностью растратит не только Резервный, но Фонд национального благосостояния (ФНБ), из-за чего пенсионеры останутся без денег, так как ПФР в значительной мере финансирует именно ФНБ. А значит придется резко повышать налоги. Другого выхода не предвидится.
Но до 2018 года еще далеко. А вот резать бюджет-2016, по словам председателя думского комитета по бюджету и налогам, видимо, придется по новой уже следующей весной.
И вот здесь министры и парламентарии столкнулись лбами. Минфин выделенные деньги привык тратить самостоятельно. Ему виднее. Но фракция «Единая Россия» неожиданно потребовала: мы, конечно, в случае чего, разрешим взять из Резервного фонда дополнительно 500 млрд рублей. Плюс есть еще 342 млрд из замороженных накопительных пенсий. Но только при одном условии. Эти деньги будут распределять не Минфин, а сама Дума. Вернее, главная фракция – «Единой России». Так и было записано 2 декабря при втором чтении бюджета.
Первым эту мысль еще на заседании своего комитета высказал Андрей Макаров. Сначала это было похоже на его личную инициативу. Но источники «МК» в партии «Единой России» утверждают, что не все так просто. Макаров предварительно согласовал свои предложения с самим Дмитрием Медведевым.
Зачем это было нужно премьеру? Ведь он сам и контролирует Минфин. Но, как утверждают источники, финансово-экономический блок правительства формировал не он сам, а кремлевская администрация, не без участия экс-министра финансов Алексей Кудрин. Так что дополнительный контроль за расходованием почти что триллиона бюджетных рублей ему нужен позарез. И партия «Единая Россия», которой он руководит, как раз и пригодилась. Тем более, что депутатам от неё это также выгодно, как никак осенью 2016-ого – выборы в Госдуму.
ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Александр Базыкин, управляющий партнер Heads Condulting:
Ко второму чтению увеличен размер помощи регионам в части предоставления кредитов для частичного покрытия дефицитов бюджетов и временных кассовых разрывов, а также на мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.
Кроме того, в проекте бюджета предусмотрены расходы на компенсации отдельным категориям граждан — инвалидам первой и второй группы, семьям с детьми-инвалидами - оплаты взносов на капремонт. На эти цели предлагается выделить 5 млрд рублей. То есть, по факту, деньги получат регионы, и они будут распределять их на свои нужды, и МЧС и Минсоцразвития – что следует из документа. Остальные средства будут распределены по профильным ведомствам, отвечающим за прописанные в бюджете статьи. Сейчас расходы на социалку сильно урезаны, так что если деньги и останутся, применение им точно найдется: в первую очередь на дефицит Пенсионного фонда, а также поддержку бизнеса, который продолжает испытывать проблемы.
Александр Гриченков, эксперт-аналитик MFX Broker/ ведущий аналитик MFX Capital
Ситуация в бюджетной сфере в России действительно крайне непростая. Цены на нефть оказались ниже самых пессимистичных оценок. Несмотря на стремительное падение добычи в США и обвал бурения новых скважин, ОПЕК не теряет хватку и продолжает давить на цены, выбрасывая на рынок дополнительные объемы "черного золота". В этих условиях, безусловно, существуют риски сохранения цен в коридоре $40-45 за баррель и эти риски необходимо учитывать Правительству и в частности Минфину. Поэтому заявления Силуанова весьма актуальны. Что касается сокращения доходов, то при цене на нефть в $40, дополнительный дефицит казны действительно может составить до 1 трлн рублей. Однако сгущать краски тоже не стоит - даже в этом случае дефицит бюджета не превысит 5% от ВВП. Покрыть его можно будет как за счет новых заимствований (крайне низкий уровень государственного долга позволяет это делать без особых рисков), так и за счет сокращения неэффективных расходов. При этом некоторые статьи расходов будут по-прежнему неприкосновенны - в частности, это касается расходов на национальную оборону и безопасность, а также большинство социальных статей расходов. В остальном же высока вероятность новых сокращений. И, безусловно, будут также использоваться средства резервного фонда, в результате чего к концу 2016 года его объем будет составлять ничтожную величину.