Заседание, посвященное протестам дальнобойщиков, началось с примирительного выступления главы СПЧ Михаила Федотова, в котором он отметил: мы заинтересованы в том, чтобы конфликт решался за столом, а не на площадях и трассах, методом переговоров, а не перекрытием дорог. Далее слово предоставили министру транспорта. Он уверенно заявил, что постоянно ведет диалог с дальнобойщиками и объясняет им, что один большегрузный автомобиль наносит дорогам больше вреда, чем несколько сот легковых, поэтому водители большегрузов и должны платить за их восстановление, как это делается во всех европейских странах. Здесь Соколов отметил, что в Норвегии плата в 50 раз выше, чем в России, и напомнил, что плату за проезд по федеральным трассам планировалось взимать еще с 2014 года, просто эта мера была отсрочена. «Поэтому мне совершенно непонятно, почему дальнобойщики делают вид, что необходимость платить свалилась на них как снег на голову», — удивленно заметил министр.
Далее правозащитники стали обращаться к нему с вопросами. Федеральный омбудсмен Элла Памфилова спросила у министра, корректно ли сравнивать Россия и Норвегию с точки зрения платы за проезд, и получила утвердительный ответ. Член СПЧ Павел Гусев поинтересовался, куда идут полученные от дальнобойщиков деньги? Соколов ответил, что они сначала попадают к оператору, а оттуда в течение месяца в Дорожный фонд. «Ведь никого же не удивляет, что деньги за билет в кино на какое-то время попадают к кассиру», — сказал министр.
Однако обмудсмен Элла Памфилова обратила внимание на то, что этот «кассир» - компания-оператор системы "Платон" за ее обслуживание будет получать 10,6 млрд рублей в год.
Член СПЧ Николай Сванидзе задал Соколову прямой вопрос: если министр транспорта всем настолько доволен, то почему же недовольны дальнобойщики? У Соколова на этот счет свое мнение. Он полагает, что частные перевозчики просто-напросто не хотят выходить из «серого сектора», не желают, чтобы государство узнало, что и куда они возят. А на реплику члена Президентского совета Ирины Хакамады о том, что сбор за проезд по федеральным трассам вдвое снижает рентабельность бизнеса перевозчиков и приведет к разорению малых компаний, Соколов ответил уверенно: должны платить. Свою долю конструктива в диалог внес депутат от «Единая Россия» Вячеслав Лысаков. Он пообещал дальнобойщикам, что уже в пятницу его фракция внесет поправки в так называемый «закон о «Платоне». А именно: штраф за неуплату сбора будет снижен сразу в 100 раз, а штрафовать дальнобойщика за это можно будет не чаще чем 1 раз в сутки. Кроме того, депутаты планируют заменить предоплату за проезд по федеральным трассам на оплату по факту.
Представители дальнобойщиков отреагировали на эту инициативу с большим интересом, но без особой надежды. Руководитель одной из профессиональных ассоциаций Валерий Войтко назвал плату за проезд по федеральным трассам «транспортным оброком». Но самое страшное, по его мнению, не это, а то, что система взимания денег плохо отлажена, дает сбои, в ней невозможно зарегистрироваться. Проверить это утверждение решил лично глава Президентского совета по правам человека Михаил Федотов. Он позвонил в call-центр системы «Платон», и уже через 45 секунд ему предложили зарегистрироваться.
— Вроде бы система работает, — сказал Федотов.
— Вам просто повезло, — ответил Валерий Войтко.
После этого небольшого конфуза с жалобщиком министр транспорта начал собираться покинуть заседание, сославшись на то, что его ждет другое мероприятие, выслушивать дальнейшие претензии дальнобойщиков ему не хотелось.
Корреспонденту «МК» не удалось выпытать у представителей профессионального сообщества информацию о том, состоится ли завтрашняя акция протеста на въездах в Москва. Напомним, дальнобойщики грозились перегородить движение в город своими фурами.