Почему деньги с «Платона» собирает частная компания?
Сергей ХЕСТАНОВ (С.Х.), советник по макроэкономике гендиректора БД «Открытие»:
Все-таки это сбор, а не налог, которым занимается исключительно ФНС. К тому же «Платон» это частно-государственное партнерство, несмотря на то, что сама инфраструктура возводилась на заемные средства одного из госбанков.
За рубежом подобная практика тоже существует. Мало кто знает, что в Евросоюзе операторами системы возврата суммы налога на добавленную стоимость (так называемый tax free – «МК»), являются две частные компании. И берут они за свои услуги не маленькую комиссию – до 9%. Другое дело, что в Россия традиционно не развита конкуренция. Нужно, чтобы со временем «Платон» обслуживала не одна компания, а две, а еще лучше три. Иначе обвинений в протекционизме, лоббировании интересов частного бизнеса не избежать.
Никита КУЛИКОВ (Н.К), исполнительный директор компании Heads Consulting:
Формально государство не потратило не единого рубля из бюджета на создание системы «Платон», по крайней мере напрямую. Все работы были проведены за счет инвестора на основе концессионного соглашения заключенного между «Росавтодором» и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Согласно данным ЕГРЮЛ, конечными бенефициарами данной компании являются госкорпорация «Ростех» и предприниматель Игорь Ротенберг. Естественно, «РТ-Инвест Транспортные системы», как инвестор, в период эксплуатации системы имеет право на определенное вознаграждение, чтобы отбить вложенные средства. Как я понимаю, комиссия достигает 25%. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос нужно внимательно изучить бизнес-план, проектно-сметную документацию, документы о привлечение кредитных средств и т.д. В любом случае, такая организационно-правовая форма не противоречит законодательству.
Какова эффективность работы системы «Платон»?
С.Х.: В 2016 году планируется собрать около 40 млрд рублей. Четверть сразу уйдет оператору. Остаётся менее 30 млрд. Для понимания масштабов и стоимости дорожного строительства. Стоимость платного объезда Химок (через Шереметьево на Солнечногорск), трасса М11 длиной 48 км равна около 60 млрд. Много ли построят на собранные с грузовиков деньги? Полагаю, совсем немного... Впрочем, через три года, когда введут базовый тариф, это будут более ощутимые средства.
Могут ли отменить это сбор в результате протестов дальнобойщиков?
С.Х.: Исключено. Решение принималось на уровне высшего руководства страны. Конечно, для дальнобойщиков этот сбор введен не вовремя – рынок и без того сильно просел. Ведь эта нагрузка ляжет на грузополучателя не сразу, а по истечении какого то периода.
С другой стороны, не стоит забывать, что государство испытывает жесточайший дефицит финансирования дорожного строительства. Поэтому здесь как в поговорке, кому война, а кому мать родная.
Вполне возможно, что компромисс удастся достичь по срокам ввода повышающих коэффициентов. Например, тариф 3,06 рубля за километр начнет действовать не с 1 марта 2016 года, а с 1 сентября. А базовый тариф 3,73 рубля введут не с 1 января 2019 года, а позднее. Я думаю, какое то встречное движение со стороны Правительство РФ должно быть.
Кроме того, много критики вызывают даже не сами тарифы, а сама система, жестко фиксирующая расстояние, которое проходит фура. Водитель-частник, перевозящий груз на своем автомобиле, естественно КЗОТ не соблюдает. Ему главное – побыстрее доставить груз заказчику и отправиться в новый рейс. Ему ему приходится «крутить баранку» более 8-9 часов в сутки. При этом напарника, брать не выгодно.
Н.К.: В целом, протесты после внедрения в жизнь непопулярных решений это вполне обычное дело, причем не только для России – увеличение фискального бремени мало кому может понравится. Вспомните, точно также было и после введения в Москва платных парковок, но со временем все сошло на нет. На отчисления город занимается благоустройством и единственное к чему остались вопросы – это работа эвакуаторов, как одному из элементов системы. То же будет и с системой учета большегрузного транспорта. Сейчас она будет работать или через 1-2 года, если, возможно, примут решение о ее доработке. Как она будет называться «Платон» или скажем «Сократ» не столь важно, т.к. концепция уже утверждена и поворота назад не будет.