Тон «жаркому спору» задал вице-спикер Андрей Исаев. Выглядел он несколько сонным и помятым из-за беспокойных ночей в думах о бюджете, но говорил четко и жестко:
— Страна столкнулась с экономическими трудностями, и сразу стало понятно кто есть кто. Оппозиционные партии сразу же отвергли предложенный Правительство РФм проект бюджета, заявили, что не будут за него голосовать, и отказались участвовать в доработке документа. Всю эту работу взяла на себя «Единая Россия», мы ведем ее ежедневно, круглосуточно общаемся с правительством и многого смогли добиться. Благодаря вмешательству «Наша Партия» в полном объеме сохранено финансирование агропромышленного комплекса, дошкольного образования. Это мы добились того, что после февральской индексации на 4% пенсии будут проиндексированы еще раз — по итогам первого полугодия. Мы даже добились старта новой программы — строительства школ. На нее из бюджета будет выделено 3 триллиона рублей (в 2016 году — 50 миллиардов). И, наконец, правительство в этом году не успело обсудить бюджет с профсоюзами и общественными организациями. Эту миссию возьмет на себя «Единая Россия» — перед вторым чтением бюджета мы выслушаем и учтем все пожелания.
Интересно, когда «медведи» успеют это сделать? До второго чтения осталось менее двух недель, а консультации с общественностью еще не начинались...
Координатор Государственно-патриотической платформы Ирина Яровая поставила в заслугу себе и своим товарищам то, что бюджет 2016 года гарантирует бесперебойное финансирование правоохранительных органов и служб, отвечающих за безопасность. Правда, она забыла упомянуть о стотысячном сокращении сотрудников МВД. А ее коллега из Социальной платформы Сергей Железняк, оказывается, не только сохранил все гарантии малообеспеченным, но даже добился увеличения бюджетного финансирования на реабилитацию инвалидов, поддержку сельских школ и региональных СМИ. Кроме того, партия даст студентам новые места в общежитиях и поддержит НКО. Кроме иностранных агентов, естественно.
Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров сказал в последние недели о главном финансовом документе много горьких слов и в формат этого заседания явно не вписался бы. Возможно, именно поэтому он на него и не пришел. Как и координатор Либеральной платформы Владимир Плигин. Их успешно заменила либералка Елена Николаева, работающая в думском комитете по ЖКХ. С легкой печалью она напомнила, что в начале 2015 года в резервном фонде было 5,3 млрд рублей, а концу 2016-го останется миллиард. Да и то — если все пойдет по плану. Но ее платформа знает, что делать:
— Мы должны помочь гражданам решать свои жизненные вопросы самостоятельно. Для этого нужно поддержать развитие малого бизнеса.
Странно, почему такая простая и мудрая мысль не приходила в головы наших законодателей последние четверть века. Ну а деньги на поддержку индивидуального предпринимательства, если верить Николаевой, «Единая Россия» у правительства выбила.
А еще один «медведь-либерал» Михаил Ершов рассказал товарищам по партии, где взять деньги, когда резервы кончатся. Наш Минфин мог бы издавать ценные бумаги со сроком действия 30–40 лет. А Центробанк — покупать их, допечатывая для этого деньги. Если эти бумаги не продавать на вторичном рынке, то к инфляции сделка не приведет. А через 40 лет, если финансовым властям не удастся рассчитаться друг с другом, эмиссию можно провести вновь.
Или в крайнем случае уволить Набиуллину.
Ну а итогом «конструктивного спора» стал тезис Андрея Исаева: «Мы обязаны принять главный финансовый документ, потому что оставить страну без него было бы катастрофой».