Но премьер Украины Арсений Яценюк продолжает шантаж: долг за евробонды в $3 млрд он возвращать России не собирается, если только Москва не пойдет на те же условия реструктуризации, на которые согласились коммерческие кредиторы. Напомним, что пул американских фондов согласился списать 20% долга от общего размера в $20 млрд. А оставшиеся выплаты растянуть на более длительный срок.
Интересно, Россия таких мягких условий никто и никогда не предлагал. От коммунизма она избавилась собственными силами без всякой помощи с Запада. Более того, за любую реструктуризацию кредитов, были ли они предоставлены Правительство РФами (так называемым Парижским клубом) или частными банками (Лондонский клуб), приходилось платить сверху. Так, в феврале 2000 года тогдашний министр финансов и и.о. премьера Михаил Касьянов договорился продлить выплаты Лондонскому клубу кредиторов еще на 10 лет. Но эта уступка стоила российскому бюджету дополнительного миллиарда долларов. «Какая-то странная реструктуризация», — попенял Касьянову Владимир Путин. Но затем президент сам одобрил выплату уже «парижским» кредиторам еще одного миллиарда долларов за ускоренную выплату долгов в 2006 году. В общем, Россию за предоставленные займы раздевали как липку. А ведь тогда о Крым и Донбасс никто и слыхом не слыхивал. Правда, хорошо, что в тучные годы все долги были возвращены. Сейчас было бы сложнее.
А что же с Украина последние новости и ее госдолгом перед Россией в $3 млрд? Как подчеркивает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин, «в этом вопросе все определяет политика, так, Украина явно не готова отказаться от требований реструктуризации, а российские власти, одобрившие в свое время кредит, понесут политический урон при дефолте Украины или реструктуризации».
Негативные последствия для Москвы при таких сценариях вполне реальны. Дело в том, что в отличие от событий в России в конце 1990-х — начале 2000-х Международный валютный фонд (МВФ) готов поменять свои правила предоставления займов, лишь бы спасти нынешний киевский режим. Пока МВФ обязан в случае объявления дефолта той или иной стране (Россия имеет право объявить дефолт Украине, если та в середине декабря не вернет $3 млрд) остановить ей финансовую помощь. Соответственно, это же должны сделать и все остальные страны — члены МВФ. А в декабре Украина ждет от фонда $3 млрд. Так что ей мешает тут же расплатиться по своим гособязательствам? Всего же МВФ обещал Киеву до $17 млрд.
Конечно, Украина надеется на прямую поддержку Запада. Если уж МВФ наплевать на неплатежеспособность Киев, то о чем тут говорить?
С другой стороны, Запад и украинский режим явно не учитывают ряд опасных для себя последствий. Во-первых, как подчеркивает Нигматуллин, размещение украинских евробондов на $3 млрд происходило на ирландской бирже по правилам европейских регуляторов в соответствии с британским правом. То есть самой Украине просто так объявить дефолт по ним нельзя. Это приведет к автоматическому кросс-дефолту страны по другим схожим обязательствам страны. Косвенные убытки Украины от этого (отток капитала, девальвация, сокращение притока иностранных инвестиций в экономику и т.п.) будут несопоставимо больше сэкономленного.
Во-вторых, то, что так называемые коммерческие кредиторы Украины пошли на списание 20% долга, вполне объяснимо с финансовой точки зрения. По данным Reuters, значительную часть украинской задолженности сконцентрировали американский фонд Franklin Templeton и хедж-фонд Aurelius. Последний прославился тем, что через суд добился ареста государственных активов Аргентины, которая захотела избавиться от долговой кабалы США. А скупили они обязательства режима Порошенко, по ряду данных, с 40%-ным дисконтом. Так что списать этим фондам 20% — всего лишь большая коммерческая выгода. Но в Минфине России об этой операции хорошо знают и ни на какие списания не пойдут.
Возникает, впрочем, вопрос, какие же льготные предложения Силуанов может сделать своей украинской коллеге Наталье Яресько?
Собственно, никаких, как все уплатить вовремя — в середине декабря. Правда, можно, конечно, списать 10% — именно такую сумму в $300 млн Украина уже выплатила в счет обслуживания своих евробондов (5% годовых). Но и то вряд ли — валюту предоставил не госбюджет, а Фонд национального благосостояния, за счет которого во многом погашается дефицит Пенсионный фонд.
К тому же не стоит забывать, что любое размещение евробондов обязательно страхуется пулом надежных международных страховых компаний. То же самое было сделано и два года назад при размещении еврооблигаций на ирландской бирже. А это значит, что если Яценюк вовремя не перечислит $3 млрд обратно в ФНБ (кстати, средства этого фонда не совсем государственные с точки зрения британского права, что несколько усложняет ситуацию для нас), то деньги заплатят страховые компании, а потом будут разбираться с высокими процентами с киевским режимом.
Однако под занавес турецкого саммита G20 Владимир Путин сделал еще одно предложению Киеву, о которого трудно отказаться. Перенести выплаты $3 млрд на 2016-2018 годы – по $1 млрд в год. Правда, под гарантии как западных правительств, так и международных финансовых институтов (наподобие МВФ). Это, конечно, выход из ситуации, но неопределенный. Нас легко могут обмануть. Впрочем, это может быть платой за объединенную антитеррористическую коалицию.