Бюджет-2016, безусловно, принимается не от хорошей жизни: на дворе кризис, и достигли ли мы его дна — неизвестно. Второй год подряд снижаются бюджетные доходы. И если бы Правительство РФ не сократило предварительно расходы на 1 трлн рублей, то дефицит превысил бы 3 трлн рублей (4% ВВП). И тогда закрыть эту дыру было бы нечем, так как даже Резервного фонда на эти цели не хватит.
Сейчас же (13 ноября) Госдума в первом чтении обсуждает дефицит в размере 2,3 трлн рублей (3% ВВП). Это тоже много. Особенно потому, что эти деньги взять негде, так как из-за западных финансовых санкций дешевые займы за границей для нас закрыты. Придется тратить Резервный фонд. По словам Силуанова, на год его хватит. Но пережить 2017 год без дальнейших сокращений расходов федерального бюджета уже не удастся. Иначе придется потратить еще и Фонд национального благосостояния, за счет которого во многом живет Пенсионный фонд.
Исходя из таких обстоятельств, а также сырьевой зависимости российской экономики, утверждать бюджет на будущий год без особого учета прогнозов цен на нефть и курса рубля практически невозможно.
Однако именно из-за последних двух показателей сейчас и ломаются копья в парламенте. $50 за баррель, заложенные в основу бюджета-2016 — при всей их скромности, — и депутатам и представителям Счетной палаты кажутся слишком оптимистическими. Действительно, 12 ноября смесь Brent падала в цене почти до $45 за бочку. Если даже такая цена продержится весь год, то федеральный бюджет похудеет почти на 900 млрд рублей. А если ниже $40? У ЦБ есть и такой стресс-тест. Но тогда просто катастрофа — бюджет вместе с зарплатами будут резать буквально по живому, а цены будут расти бешеными темпами. Почему — понятно. Чем ниже цены на нефть, тем слабее рубль. Пока в бюджет-2016 заложили $63,3/$.
Пока последние данные с нефтяных и валютных рынков внушают беспокойство. Рубль на вечерней сессии 12 ноября на Московской бирже пробивал 66 рублей за «зеленый».
Так, может, не принимать такой хрупкий бюджет? Вернуть его для перерасчета в правительство? Но эксперты, опрошенные «МК», с этим не согласны. Мало того, что бюджет и так рассматривается в слишком поздние сроки. Возврат его в кабинет министров может привести к тому, что 1 января никто из бюджетников и пенсионеров не получит им причитающегося. А это уже политический, а не только экономический кризис.
Впрочем, выход, хотя и временный, есть. Его предложил Силуанов. Во-первых, взять из Резервного фонда в случае необходимости еще 500 млрд рублей. И создать подушку безопасности на примерно такую же сумму в самом бюджете. Если цены на нефть опустятся до $40 за бочку — выкрутимся. А если меньше — то последствия неизвестны. Хотя ясно, что катастрофичны.