Последний скандал с увеличением налогового бремени на малый бизнес в 2016 году лишний раз подтверждает, что политика ЦБ, направленная на снижение инфляции c нынешних 15% годовых до 4% к концу 2017 года, является фактически единственным на этот момент инструментом монетарных властей для реального снижения фискальной нагрузки.
Объясним. Всем давно понятно, что стоимость кредита напрямую зависит от темпов инфляции. Дело в том, Банк Россия определяет размер ключевой ставку в зависимости от инфляционных рисков. Не случайно, что сейчас составляет 11%. По прогнозам того ЦБ она составит по итогам года примерно 12-13%.
Если же рост цен будет сбит до 4%, тогда малый и средний бизнес смогут брать кредиты до 5%. Это и будет означать выход выход из кризиса. Конечно, это еще не не мировой уровень — американские банки дают кредиты вплоть до 2% годовых — но близко к ним.
Кстати, по опросам российских предпринимателей, главное условие выхода из кризиса — доступный кредит. Однако не менее важным является и степень налогообложения. Формально фискальные ставки не меняются. Однако власть применяет все более ухищренные методы изъятия налогов у граждан и бизнесменов. Так, согласно статье №11 Налогового кодекса целый ряд налогов ежегодно пересчитываются в зависимости от предшествующих темпов инфляции. Например, если речь идет о налоге на вмененный доход (ЕНВД).
По словам общественного представителя по защите прав предпринимателей в налоговой сфере Михаила Орлова, в 2014 году ЕНВД увеличился на 6%, в 2015-ом – на 7%. Что уже вызывало недоуменные вопросы у бизнес-сообщества. Но уже в начале этого года стало ясно, что в будущем году индекс-дефлятор просто подпрыгнет в цене, так как в конце прошлого года цены из-за обрушения рубля резко пошли вверх. Не удивительно, что по расчетам Минэкономразвития, которые были произведены в октябре, реальная нагрузка по ЕНВД будет увеличена в 2016-ом на почти 16%.
Представители бизнеса просили еще в январе Правительство РФ заморозить хотя бы на год (пока не кризис не отступит) расчеты налогов исходя из ст. 11 НК. В правительстве, по словам Орлова, обещали подумать. Но воз и нынче там. А Минэконоразвития ничего не остается делать, как выполнять закон, выдавая на гора те дефляторы, которые определяет наша высокая инфляция.
Но что в результате? С объекта, скажем в 50 кв. метров придется в будущем году дополнительно предпринимателю заплатить до 46 тыс рублей сверху. Поэтому многие из них собираются уйти в тень. Значит и местные бюджеты недополучат налоги. И кому это надо?
ЭКСПЕРТ «МК»:
Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:
«Налоговая нагрузка на бизнес растет вопреки поручениям президента. Увеличение ЕНВД – не первая плохая новость для бизнеса за последнее время. В последнее время мы увеличили нагрузку на бизнес. Например, появился налог на недвижимость, который затрагивает в том числе и малые предприятия. А для московских предпринимателей введен еще и торговый сбор.
Увеличение ЕНВД приведет к негативным для бизнеса последствиям. плюс увеличение ЕНВД – одного из самых основных налогов для малого бизнеса, конечно, это повлечет последствия. «Надеюсь, не таким, как когда увеличивали социальные платежи для индивидуальных предпринимателей. Тогда у нас больше полумиллиона индивидуальных предпринимателей просто ушло из бизнеса.
Сейчас сложно предположить, какой процент малого бизнеса предпочтёт больше уже не работать, но я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что в условиях, которые сейчас складываются на рынке, очень непростых экономических условиях, когда в результате падения цен на нефть и санкций, внутренний рынок сокращается, спрос снижается на внутреннем рынке, ещё и увеличивается налоговая нагрузка, а ещё и издержки начинают расти – в такой ситуации мы рискуем остаться просто без бизнеса». Сейчас, к сожалению, все происходит наоборот.
Эффект от повышения ЕНВД с точки зрения наполнения бюджета будет минимальным. И из-за этого мы сейчас будем сокращать рабочие места, будет уходить бизнес, который оказывает самые простые и базовые услуги населению, которые так необходимы особенно в кризисные времена. Игра не стоит свеч».