В битве за Бюджет-2016 Улюкаева обвинили в неуважении депутатов

Бюджетный процесс зашел в острую фазу взаимных обвинений

Первое чтение проекта бюджета-2016 в Госдуме запланировано на 13 ноября. Впервые за последние 15 лет так поздно. В «тучные» 2000–2008 годы бюджет в первом приближении рассматривался в сентябре. Соответственно, правительство вносило его в Госдуму 26 августа. В кризис 2009-го главный финансовый документ страны в парламент стали засылать 1 октября. В этом году — 23 октября. Но это еще не все. Впервые за последние 7 лет бюджет принимается на один год — 2016-й, — а не на трехлетку, как ранее. Слишком много непредсказуемых внешних рисков наподобие цен на нефть и западных санкций. Однако на подпись к президенту очередной бюджет все равно должен попасть к середине декабря. Поэтому в Госдуме спешат. Так, 13 ноября, опять же впервые в бюджетной истории, перед первым чтением рассмотрят Основные направления денежно-кредитной политики от ЦБ РФ - Банк России. Здесь и заложена главная интрига: прогнозы от правительства и ЦБ сильно расходятся. Не случайно скандалы на этой почве начались уже сейчас.

Бюджетный процесс зашел в острую фазу взаимных обвинений
Алексей Улюкаев

Главного Правительство РФнного прогнозиста — Минэкономразвития — многие годы все кому не лень обвиняют в неточных прогнозах. В годы заметного роста в 7–8% ВВП — в слишком скромных цифрах, что потом позволяло Минфину скрывать до поры до времени дополнительные доходы. В кризисные — в необъяснимом оптимизме, что не позволяло ведомству Антона Силуанова вовремя принимать меры по сокращению неэффективных расходов.

Вот и сейчас «прогнозные» страсти опять накаляются. Проект федерального бюджета-2016 сверстан с гигантским для современной Россия дефицитом — более 2,3 трлн рублей, или 3% ВВП. Возможностей для его покрытия за рубежом нет — санкции. Внутри страны — денег также не так много. Но важнее другое — Минфину верят и средства на рынке дадут, но тогда можно окончательно поставить крест на инвестициях в экономику — правительство как заемщик надежнее любого другого.

В этой ситуации копья ломать придется и за десятые доли процента основных макроэкономических показателей. Так, Минэкономразвития считает (а его расчеты положены в основу проекта бюджета), что цена на нефть в будущем году в среднем составит $50 за баррель. Соответственно, рост ВВП после его падения в этом году на 3,9% достигнет целых 0,7%. Более того, бывший зам. министра экономического развития, а ныне топ-менеджер одной из крупнейших российских госкорпораций Андрей Клепач прогнозирует вообще 1% роста в 2016-м. Иными словами, мы опустились наконец на дно кризиса и оттуда нам никто не стучит. Можно проявить осторожный оптимизм.

Но не все так здорово. ЦБ предлагает другие цифры. При тех же $50 за баррель ВВП продолжит падение. Правда, с замедлением. Против нынешних 3,9% — 0,5%. А так как у мегарегулятора есть еще прогноз на $40 и ниже, то поводов для оптимизма не остается вовсе. Кстати, год назад ЦБ провел стресс-тест на $60 за баррель. Тогда, в том числе в правительстве, его обвинили в излишней панике. И кто оказался в конечном итоге прав?

Неудивительно, что и в Госдуме, и в Совет Федерации раскладам Минэкономразвития, мягко говоря, не доверяют и требуют более жестких доказательств, которые лучше всего было бы предъявить в публичной схватке на парламентской площадке с представителями ЦБ. Но не получается. Так, три комитета : по бюджету и налогам, по финансовым рынкам, по экономической политике, 3 ноября заслушали Эльвира Набиуллина и главу Счетной палаты Татьяну Голикову на предмет Основных направлений денежно-кредитной политики. Председатель ЦБ вновь подтвердила свой прогноз — падение ВВП в будущем году при цене на нефть в $50 на 0,5%. Голикова в свою очередь подчеркнула, что правительственный прогноз роста ВВП на 0,7% находится в пределах статистической погрешности. И никаких реальных обоснований этого нет.

На первый взгляд речь идет о схоластическом споре наподобие того, сколько чертей могут поместиться на кончике иглы. Но не надо спешить. Даже небольшой экономический рост — это повышение доходов бюджета и восстановление (хотя бы частичное) размеров реальных заработных плат и доходов населения. Напомним, что, по данным Росстата, первые в этом году упали почти на 10%, вторые — на 4%. Куда дальше?

Поэтому реальный рост ВВП нам нужен как воздух. Иначе полная расстрата Резервного фонда, а затем, как в Госдуме предупредил Силуанов, и Фонда национального благосостояния к 2018 году.

Но на этом пути возникла необъяснимая аппаратная загвоздка. Если Силуанов, Голикова и Набиуллина практически не покидают стен Госдумы и Совфеда, пытаясь объяснить необходимость применения тех или иных финансовых инструментов, то в Минэкономразвития хранят олимпийское спокойствие и в кулуары законодательной власти особенно не стремятся. Например, на парламентских слушаниях в Софведе вместо Алексей Улюкаев был его зам Алексей Ведев (министр был в отпуске). Но Силуанов был сам. 3 ноября в Госдуму не пришел и Ведев, отвечающий в своем ведомстве за макроэкономические прогнозы. Причина — командировка. Глава бюджетного комитета Андрей Макаров опять же в присутствии Силуанова заявил, что напишет письмо Дмитрий Медведев, в котором подчеркнет, что ведомство Улюкаева «минимум не уважает депутатов», а «максимум — срывает бюджетный процесс». Министр финансов за коллег не вступился.

И последнее. Швейцарский банк UBS предупреждает, никакого роста ВВП России в будущем году ждать не стоит. Наоборот, надо приготовиться к его дальнейшему падению. Реальные зарплаты вновь рухнут. На этот раз на 8%. Курс нашей валюты к концу года достигнет 75 рублей за доллар. И во всем традиционно будет виновата дешевая нефть. Но, слава богу, это еще не коллапс. В 2017 году нефть подорожает до $70/баррель, и тогда рост ВВП возобновится.

Сюжет:

Рост цен и падение рубля

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26955 от 5 ноября 2015

Заголовок в газете: Алексея Улюкаева обвинили в неуважении к депутатам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру