В преддверии очередного заседания директорского корпуса ЦБ эксперты и инвесторы разделились на два лагеря. Первые утверждали, что ключевая ставка будет снижена на 0,5-1%, другие — сохранится на уровне в 11% годовых. И аргументы у каждой из сторон вполне объективные.
Первые говорили, что российский реальный сектор постепенно возвращается к росту, достигнута финансовая стабилизация, международные резервы ЦБ находятся на январском уровне. Понятно, что рубль стоит крайне дешево, но все-таки стабилен. По итогам года инфляция составит 12-13%. Если не будет новых внешних шоков, инфляция продолжит снижение в 2016 году — отечественная экономика адаптируется к новой реальности, а умеренная индексация пенсий и зарплат в государственном секторе. То есть, ставку снижать незачем.
Их оппоненты, напротив, настаивали на снижении ставки еще на 0,5-1%. По логике сторонников этой позиции, тогда кредиты реальному сектору стали бы дешевле. А это должно было бы привести к еще большему падению темпов инфляции.
Победили первые — ЦБ сохранил ставку на уровне в 11%, мотивировав это тем, что существенного изменения баланса рисков охлаждения экономики и инфляционных рисков не произошло (правда, при том, что опасность последнего фактора сохраняется). Однако «умеренно жесткие денежно-кредитные условия и слабый внутренний спрос продолжат способствовать снижению инфляции. Годовой темп прироста потребительских цен в октябре 2016 года составит менее 7% и достигнет 4% в 2017 году». По мере замедления инфляции Банк Россия возобновит снижение ключевой ставки на одном из ближайших заседаний совета директоров.
Курсы доллара и евро на сообщение о решении ЦБ хоть и отреагировали, но довольно вяло. Стоимость валюты снизилась незначительно: «зеленый» до 64,16 рублей (-21 копейки), евро — до 70,14 рублей (-61 копейки). При этом, стоит отметить, что падение стоимости валюты, скорее, заслуга не ЦБ, а цен на нефть, которые 30 октября подтянулись примерно на 1% и превысили отметку в $49 за баррель.
По словам экспертов, реакция валютного рынка на последнее решение ЦБ относительно ключевой ставки весьма характерна и показательна — мегарегулятор больше не может влиять на курсовую динамику за счет этого инструмента. Как заявил «МК» профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев, каждое предыдущее решение о снижении ставки — это, скорее, вынужденная реакция ЦБ на то, что происходит с рублем в последнее время. Другими словами, ранее, снижая ставку, мегарегулятор успокаивал инвесторов, не давал еще больше «раскачивать лодку».
Надежды на возможное повышение курса рубля остается все меньше. Равно как и на замедление темпов инфляции. «В этом году по итогам отдельных месяцев инфляция достигала 17% — это чрезвычайно много. Думаю, что по итогам года она составит не менее 15%. Ключевая ставка — не самый лучший инструмент влияния на курс рубля и потребительские цены, а также на инвестиционную активность. Ее дальнейшее снижение погоды не сделает. Как и всегда, стоимость российской валюты определяют цены на нефть и неспокойная геополитическая ситуация. Прибавим сюда санкции. Нефтяные котировки, несмотря на кратковременные взлеты, катятся к $40 за баррель. Такой исход не исключен и может сбыться до конца года. Тогда доллар подскочит до 75 рублей», — полагает Игорь Николаев.
Существуют и внешние факторы. «Пока Федеральная резервная служба США сохранила свою ключевую ставку на нынешнем уровне. До конца декабря она вряд ли пойдет на ее повышение. Но в марте решение о ее повышении все-таки может быть принято», — прогнозирует Игорь Николаев.
Тогда инвесторы резко перекинутся перекладывать свои сбережения в доллар и порог в 75 рублей за «зеленый» покажется сказкой.