Ситуация с разработкой и принятием бюджета на 2016 год резко обострилась. Сказываются два внешних и один внутренний фактор: падение цен на нефть, санкции Запада в области внешних заимствований, а также дополнительные расходы на социальные нужды Крым.
Впрочем, не так все страшно. Рубль зацепился на уровне 62–64 за доллар, а нефть теперь уже не планирует падать ниже $48 за баррель. Эта не самая плохая макроэкономическая ситуация может оказаться «добрым доктором» для бюджета-2016.
Начнем с основных показателей. По данным главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, в проект бюджета-2016 заложены следующие прогнозы:
Доходы составят 13,738 трлн рублей.
Расходы — 16,098,7 трлн рублей.
Итого дефицит — 2,367,2 трлн рублей, или 3% ВВП.
Как признался Макаров, ВВП падает стремительно: всего от будущего года ждут размер внутреннего валового продукта в 78,763 трлн рублей. Но ожидания ожиданиями, а годом ранее было 83,208 трлн, вместо которых мы получили не более 74 трлн.
Макаров заявил, что возглавляемый им комитет предложит Совету Думы рассмотреть проект бюджета-2016 в ускоренном режиме. По его словам, комитет планирует вынести его на рассмотрение в первом чтении 13 ноября. Второе чтение предлагается провести 2 декабря.
Макаров отметил, что фракция «Единая Россия» поддержит проект бюджета при выполнении ряда условий: расходы на сельское хозяйство и социальные нужды не должны быть «обрезаны». Ясно, что не будут уменьшаться и военные расходы.
Особенность этого года — бюджет принимается после драматичной мартовской корректировки аналогичного документа на 2015 год, когда он был подвергнут жесткому кризисному секвестру: из-за снижения прогнозной цены нефти со $100 до $50 за баррель. Тогда расходную часть пришлось урезать сразу на 2,5 трлн руб. Сейчас ошибки планируется учесть и катастрофических «обрезаний» не проводить.
А поскольку дальнейшего обрушения макропоказателей сейчас не происходит, у властей появился шанс немного отыграть назад. Министр финансов Антон Силуанов доложил депутатам о достижении нового равновесного состояния платежного баланса, о снижении инфляции и оттока капитала. «Это дает возможность говорить, что экономика сейчас стабилизируется, и мы сможем увидеть позитивную динамику», — порадовал министр. Представленные им поправки даже увеличивают доходы бюджета, что дает возможность полагать: бюджетный дефицит в 3% ВВП — это худший сценарий, но и он будет исправлен за счет накоплений Резервного фонда.
Бюджет-2016 отличается от документа на 2015 год и тем, что он однолетний и не учитывает бюджетное правило, по которому предел расходов определяется исходя из средней цены на углеводороды за предыдущие три года, в результате чего все избыточные доходы от роста цен на нефть немедленно отправятся в бюджет.