Опрос: россиянам понравилось жить под западными санкциями

Это сладкое слово «эмбарго»

Список западных продуктов, попавших под российскую немилость, известен каждому ребенку: яблоки, хамон, пармезан... И все же, по результатам всероссийского опроса холдинга «Ромир»,ц более 70% россиян поддерживают продление продуктового эмбарго в ответ на санкции Запада. Корреспондент «МК» узнал, кто же эти 70% и чем заполнена их потребительная корзина.

Это сладкое слово «эмбарго»

Чтобы не быть голословными, мы отправились в ближайшие магазины, обратив свое внимание на один из самых дорогих супермаркетов и на более бюджетные торговые точки. Что радует — пустых прилавков нет: россиянам все так же продают сыры, мясо и колбасы. Как следует из мировых новостей, изменилась география производителей. Причем складывается ощущение, что именно она повлияла на цену: сыры из Аргентины и Туниса лежат на полках дорогих супермаркетов, дешевые же предлагают покупателям белорусские сыры.

— Начнем с того, что я не думаю, что сыр реально белорусский, — рассказал генеральный директор оценочной компании "Справедливая стоимость" Вадим Ткаченко. — И цена в данном случае вовсе не влияет на качество, более того, скорее всего, вкусовые качества у этих продуктов примерно одинаковые. Аргентинский и белорусский — здесь нет разницы, а вот аргентинский и чилийский, к примеру, да, здесь уже есть различие во вкусе и уровне товара.

По словам собеседника, роль играет тот факт, с кем компания наладила отношения. Наличие скидок и преференций, а вовсе не вкусовая разница определяет содержимое наших корзин. Однако не одними сырами белорусскими полны дешевые полки. Прямо на виду стоит литовский сыр «Сваля», который в Россия уже устали запрещать. Консультанты магазина оказались находчивыми людьми: «Приглядитесь получше: там написано «Без лактозы». А никакого запрета на продукты без содержания лактозы нет». На молочные продукты без содержания лактозы санкции не распространяются: согласно статистическим данным, непереносимость этого вещества в России у 16–18% населения, а производство такого молока в стране не налажено.

Коллеги из магазина подороже отметили, что у них достаточно много российских производителей. Будьте внимательны: если на упаковке знаменитого сыра пармезан нарисован итальянский флаг — это еще ничего не значит. Как нам рассказали продавцы, сыр по своему происхождению из Италия, поэтому производители решили блеснуть знаниями и поместили на упаковке триколор южной страны.

Полки с хлебобулочными изделиями дорогого супермаркета поражают: хлеб из Испания, Франция, Австрия. При этом, что интересно, на просьбу покупательницы посоветовать вкусную испанскую булочку продавцы ответили достаточно патриотично: «Берите лучше наш хлеб. Он и дешевле в разы, и вкус тот же». Для справки: хлеб из жаркой Испании стоит под 200 рублей, в то время как наш багет того же размера почти в 4 раза дешевле.

В отделе алкогольной продукции такая же история, что и с сырами. Дорогие полки пестрят итальянскими винами, бюджетные — армянскими и грузинскими. Покупательница рядом удивленно рассматривает этикетку вина из Италии, возмущаясь, что оно делает в российском магазине.

— Санкции распространяются только на скоропортящиеся продукты, — поясняет консультант. — Так что у нас есть разные вина. Берут по старинке все-таки итальянские.

Что ж, привычка есть привычка. Именно на ней, как оказалось, и зарабатывают дорогие супермаркеты, не желая терять лицо во время экономической блокады.

— Прилавки магазинов разных ценовых категорий в данный момент отличаются только ценой, — продолжает Вадим Ткаченко. — Раньше в магазины премиум-класса поставляли качественную продукцию прямо из-за границы. И этим они «брали» своих покупателей: те были готовы платить в два-три раза дороже, зная, что мясо прилетело к ним прямо из Германия на самолете. Сейчас этого нет, но магазины пытаются продолжить нас удивлять.

Заменить свою продукцию дорогостоящим сегментам нечем. Поэтому мы видим на прилавках не то, что хотели, а товары примерно одного уровня и одного качества, худшего, чем было, к сожалению. Эксперты утверждают, что ухудшение качества вызвано добавлением препаратов, которые позволяют снизить стоимость затрат. При этом производители пытаются довести вкусовые качества товара до тех, к которым мы привыкли. Покупатели готовы выкладывать большие деньги, только бы почувствовать вкус того самого сыра, который они ели полтора года назад. А поэтому в свои пакеты все также складывают и моцареллу, и колбасы, и рыбу.

— Содержание нашей потребительской корзины изменилось не сильно: люди все так же хотят есть овощи, молоко, сосиски. В процентном соотношении стоимость продуктов выросла по-разному — от 3% до 65%. Поэтому очень странно, что кошельки уменьшаются, а люди остаются верными идее эмбарго, — говорит Ткаченко.

Что изменилось, так это марки продуктов. По сообщениям того же «Ромира», только 2% россиян не смогли найти замену любимой еде. Остальные нашли выход из санкционного лабиринта. По словам нашего собеседника, покупатели изначально были ошарашены появлением продуктов из дальних стран. Поэтому в середине прошлого года все выбирали по принципу новизны: был сыр итальянский, а стал аргентинский, и его нужно попробовать в независимости от цены. Но в течение этих полутора лет реакция постепенно менялась. Начиная от любопытства и эйфории — «у нас все самое вкусное, наши коровы едят лучшую траву» — к осознанному выбору — на что тратить и что есть.

— К сегодняшнему дню под воздействием разных ситуаций и информации покупатели стали более разборчивы в еде. Они уже знают, что в сыре может быть пальмовое масло, поэтому люди выискивают продукты, подходящие под стандарты качества. И Правительство РФ, и ряд компаний пытаются поставить на рынок товары, которые бы устроили всех, — продолжает наш эксперт.

Масштаб и прибыльность российских компаний выросли. По данным одной из крупнейших сетей магазинов, в которых россияне закупаются каждый день, доля отечественных товаров в этих супермаркетах превысила 90%. На прилавках уже 97% российских мясных изделий, 95% молочных и 43% овощей. И это, как говорится, не предел. Однако вслед за ростом патриотичности в магазинах вырастут и цены.

По прогнозам нашего эксперта, в ближайшее время цифры на ценниках увеличатся от 1,5 до 20% на продукты, которые не дали урожай. Подъем стоимости будет зависеть от многих факторов, например нагрузки на транспорт в это время года.

Выходит, что покупаем мы все то же самое, однако по ощутимо большей цене и худшего качества. Так кто же эти 70% мазохистов, которых все устраивает?

— Будем честны: эта цифра явно не совпадет с тем, что есть в стране, — вздыхает Вадим Ткаченко. — Опросите своих друзей, своих соседей, вряд ли они будут визжать от счастья при воспоминании о продуктах в магазине. Дело в том, что есть четкая градация респондентов, которые нужны для статистики. Иными словами, они знают, у кого спросить. Поэтому бросаться такими цифрами не стоит. Я видел большинство моих близких друзей и родственников, которые, к сожалению, думают, будто это Европа ввела санкции против нас.

Позиции непонимания происходящего придерживается и психолог Светлана Ладейщикова:

— К сожалению, люди просто не связывают между собой понятия «эмбарго» и «повышение цен». Большинству кажется, что цены растут сами собой или их повышают хозяева магазинов. Это же большинство может просто не понимать значение слова «эмбарго», поэтому поддерживает продолжение этого запрета. Вполне возможно, что если бы вопрос был задан иначе, то результат был бы иным.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26929 от 5 октября 2015

Заголовок в газете: Это сладкое слово «эмбарго»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру