Как только акция была анонсирована, херсонские и николаевские бизнесмены заявили, что снесут фурами любые заграждения при попытке украинских властей блокировать поставки их товаров в Крым. И все же движение удалось притормозить на двух пунктах пропуска: «Джанкой»—«Чонгар» и «Перекоп»—«Чаплинка». Лишь на КПП «Армянск» раз в несколько часов проезжает грузовик, с успехом отбившийся от украинских активистов. Руководитель российской смены КПП «Армянск» Сергей Говорухин рассказал: «Движение грузовиков существенно замедлилось. Украинская сторона через свои пункты пропускает 1–2 фуры в час. Раньше пропускали примерно по 5–6 грузовиков в час. Но при этом мы видим, что движение в сторону Крыма осуществляется».
Через пункт «Джанкой» грузовики не проезжают. Там ночью была осуществлена попытка прорыва. Фура, в которой начали портиться помидоры, пошла на штурм. Украинский журналист описал это так: «Атака помидоров. Есть проколы в акции. Фура с помидорами мимо кладбища в Чонгаре по проселочной дороге прорвалась к контрольно-пропускному пункту...»
Помимо предпринимателей, которые не согласны с блокадой, сами крымские татары решили выразить свое недовольство происходящим. 20 сентября активисты крымскотатарского движения провели акцию у стен дома самого Мустафы Джемилева в Бахчисарае. А у здания автотранспортного предприятия «СимСитиТранс», которое находится в собственности Ленура Ислямова, крымскотатарская молодежь растянула баннер с надписью: «Позор американским прихвостням». На самом же плакате был изображен кадр из фильма «Кавказская пленница», где Трус, Балбес и Бывалый перекрывают дорогу перед автомобилем.
А пока лидеры меджлиса за дополнительную плату пропускают украинские фуры, со стороны России через Керченскую переправу бесперебойно приходят продукты из Краснодарского края и других регионов России. Глава республики Сергей Аксенов заявил, что Крым не заметит последствий продовольственной блокады, поскольку доля украинских товаров составляет 5%. Но сами крымчане говорят, что 20–25% товаров в магазинах — украинского производства. За несколько дней до начала акции торговцы взвинтили цены. Пока в среднем на полуострове на 20% подорожали овощи и фрукты.
Предприниматель Рефат Сейт-Умеров из Симферополя сетует:
— Я торгую херсонскими овощами не первый год. Как теперь мне кормить семью, если я не смогу завезти в Крым свой товар?
Торговец яблоками Владимир Белозеров из Евпатории рассказывает, что все же будет пытаться завезти товар на полуостров:
— Я все равно поеду в Херсон за товаром, ведь это мой единственный хлеб. Не знаю, получится ли провезти, но буду проситься, ведь там, по ту сторону, тоже стоят люди, такие же, как мы. Они обязаны нас понимать.
Крымский политолог, заместитель главы общественной палаты Крыма Александр Форманчук полагает, что больше всего блокада затронула как раз крымских татар на полуострове. «Они в большинстве своем предприниматели, занимающиеся поставками из Херсонской области овощей и фруктов. Именно поэтому они не поддержали украинскую продовольственную блокаду и вместе с ней своих бывших лидеров Рефата Чубарова и Мустафу Джемилева. Что касается крымских торговых сетей, то они успешно за полтора года переориентировались на российский торговый рынок. Так что и супермаркеты, и рынки в Крыму вряд ли опустеют».
«МК в Крыму»,