Возьмем типичную российскую семью. Мама и ребенок (учтем, что каждая третья семья в стране все-таки неполная). Допустим, это сын. Допустим, ежемесячный доход семьи — средний для столицы — 55 тысяч рублей. И допустим, что сын в школе с неба звезд не хватал, но это же не повод лишать единственную кровинушку шанса на высшее образование. Во-первых, потому что диплом о высшем образовании все-таки влияет на будущую зарплату, и, как правило, чем лучше образование, тем выше доход. Во-вторых — высшее образование по-прежнему остается социальным лифтом: это среда и связи, без которых невозможна успешная карьера.
Итак, есть цель — поступление в вуз, есть мотивация, а что с ценами? Информация о стоимости обучения в конкретном вузе сейчас находится в открытом доступе. Заходишь на страницу, например, МГТУ им. Н.Э. Баумана и смотришь: направления «мехатроника и робототехника» и «наноинженерия» стоят более 200 тысяч рублей в год. «Нанотехнологии и микросистемная техника» в МИСиС — обойдутся также более чем в 200 тысяч рублей в год. В общем, счет идет на сотни тысяч.
Где взять деньги? Традиция копить на образование отпрыска с пеленок у нас еще не сложилась и вряд ли сложится. Если государственный бюджет планируется на год, то планировать семейный на 15 лет — это очень смело. А вот традиция брать деньги в кредит прижилась довольно быстро — каждый четвертый россиянин имеет опыт жизни в кредит, от покупки чайника до отдыха в Турции. Сегодня мы наблюдаем, как к списку товаров и услуг, которые можно получить в кредит, добавляются образовательные услуги. По данным исследовательского холдинга РОМИР, в 2015 году на 10 процентов выросло число россиян, готовых платить за высшее образование. 77 % вместо 67% в 2013 году. Сейчас основная проблема — в недостатке информации. Многие и не знают, что есть такая услуга. Многие по-прежнему не готовы принять появление платных образовательных услуг. Но мы же привыкли к ежемесячным платежам по автокредиту и даже по телефону? А чем гаджет лучше диплома престижного вуза?
Обучать студентов в кредит пытаются и банки, и государство. Министерство образования и науки, например, реализует экспериментальную программу кредитования для определенных вузов с участием определенных банков. Банки, не вошедшие в программу, предлагают частные кредиты. К сожалению, опыт кредитования студентов нельзя назвать успешным — студенты, да и сами банки, относятся к образованию в кредит очень настороженно. Это легко понять — разве можно предугадать заранее, как сложится жизнь после вуза, какой будет заработная плата, а значит, будет ли возможность выплачивать кредит? Притом кредитование образования для самих банков тоже не самое доходное дело, к тому же есть определенные риски, но цели преследуются благие, ведь, как говорят в народе, «Знание — это сила».
В апреле 2015 года выдавать кредиты на высшее образование попробовали, к примеру банки группы ВТБ, подойдя к вопросу творчески.
Президент-председатель Правления «Лето Банка» («дочка» банка ВТБ) Дмитрий Руденко сам является сторонником платного образования, поскольку считает, что человек будет ценить только то, за что заплатил. К примеру, кредиты на образование интересны не только для выпускников школ, но оказалось, что в них заинтересованы также люди, желающие получить второе высшее и дополнительное (MBA) образование. Кроме того, руководство банка отмечает общий рост заинтересованности в получении кредита на магистратуру и образование за рубежом. Поскольку образовательный кредит сильно отличается от традиционных кредитных продуктов, учитывая его социальную направленность, условия обычно более гибкие. Например, кредит может быть выдан на образование несовершеннолетнего. При оформлении учитывается совокупный семейный доход, а в созаемщиках могут быть указаны два лица. Процент по такому кредиту обычно выплачивается только от реально выбранной суммы, то есть если заемщик имеет возможность и желание частично оплатить учебу за свой счет, он будет платить процент только за ту сумму кредита, которой реально воспользовался, платить за учебу тоже можно постепенно.Во время обучения, как правило, оплачиваются только проценты по выданной сумме, а основной долг можно погасить после окончания обучения. Кроме того, преимущественно используется совершенно иной вид страховки, и, если что-то случается с заемщиком-родителем (родственником, опекуном), студент все равно получает всю сумму кредита и имеет возможность закончить обучение.
На второе высшее образование действуют те же правила. Программа работает более чем с тысячей вузов и техникумов Россия.
На Западе образовательные кредиты распространены. Это особые кредиты, процентная ставка здесь ниже, есть возможность отсрочки платежа по основному долгу.
Но Россия — не Америка. По статистике сегодня образовательными кредитами пользуются только 6 процентов студентов, ведь любой кредит — это риск.
Но и для банка образовательный кредит связан с высокими рисками и низкой доходностью. Поэтому в первую очередь образовательный кредит для банков — это социальный проект. Это имидж банка, его репутация, его вклад в развитие страны, инвестиция в человеческие ресурсы, можно сказать.
Как отметил Дмитрий Руденко, в «Лето Банке» уверены, что к потребителю придет понимание, что хорошее образование — это не расход, а инвестиция.
Сегодня российские абитуриенты и работодатели предпочитают университеты с «именем». Платное обучение в хорошем вузе становится популярнее бесплатного в слабом. Выпускники, к примеру, ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, МГИМО в первый год работы зарабатывают, как правило, больше выпускников менее известных вузов, которые готовят тех же специалистов. Например, выпускник ВШЭ получает примерно 80—90 тысяч рублей в месяц. А МГТУ — около 75 тысяч.
Исследование ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) показывает, что университетское образование остается одной из самых важных инвестиций, так как оно повышает шансы получить высокооплачиваемую работу. Согласно мировой переписи долларовых миллиардеров почти две трети из них имеют диплом о высшем образовании. В Великобритания высшее образование имеют четверо из пяти миллиардеров.