Идею наладить крупномасштабные поставки энергоресурсов на китайский рынок и занять здесь значительную нишу «Газпром» вынашивает уже много лет. Европа, которая остается основным экспортным направлением монополии, не дает наращивать объемы поставок в страны ЕС. Доля нашего газа в энергобалансе Старого Света составляет около 30%. В Брюсселе считают, что такая серьезная зависимость от одного поставщика идет в разрез с энергобезопасностью Евросоюз - ЕС. «Газпрому» не позволяют пустить на полную мощность уже построенный газопровод «Северный поток» и не дали воплотить в жизнь новый экспортный маршрут «Южный поток».
В связи с этим были разработаны несколько проектов, переориентирующих российских газовиков на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, речь идет о газопроводах «Сила Сибири» и «Алтай».
Трубопровод «Сила Сибири», первую нитку которого «Газпром» намерен завершить через два-три года, сулит России фактически «золотые горы». Во всяком случае, как уверяет Алексей Миллер. По словам председателя правления монополии, объем поставок «голубого топлива» в течении 30-35 лет обещает принести его компании не менее $400 млрд. Первый стык «Силы Сибири» был сварен в сентябре прошлого года, запуск проекта запланирован на 2018 год.
К строительству газопровода «Алтай» или как его еще называют «Южный поток — 2» изначально «Газпром» планировал приступить в конце этого года. Однако его судьба до сих пор остается под вопросом и находится на стадии согласования.
Теперь же российская компания намерена договориться с Пекином о строительстве еще одного транспортного коридора. На первый взгляд, предложение довольно разумное. У «Газпрома» есть уже построенный газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». За счет сахалинских ресурсов — запасы нефти и газа на острове это вполне позволят — его мощность можно легко увеличить, построив дополнительные компрессорные станции. Перебросить отрезок трубы в сторону Китай также относительно просто, так как после Хабаровска участок этого газопровода идет в фактически вдоль китайской границы.
Но остается много вопросов относительно целесообразности еще одного проекта, который в принципе повторяет разработанные ранее аналоги. Не исключено новая труба будет конкурировать с теми же «Силой Сибири» и «Алтаем».
Дело в том, что эти газопроводы позволили бы Россия нарастить экспорт сырья в Поднебесную до 80 млрд кубометров к 2020 году. До последнего времени это было вполне реальным исходом. Через 5 лет, как ранее утверждали китайские экономисты, потребление газа в их стране должно было вырасти до 400 млрд кубов (примерно в 2-2,5 раза больше, чем сейчас). Но разразившийся в Поднебесной биржевой кризис и постоянно замедляющиеся темпы развития экономики грозят перечеркнуть планы по увеличению потребления «голубого топлива». Нужно ли будет Китаю столько газа, сколько предлагает Россия — не ясно.
Не исключено, что «Газпрому» придется поступиться одним из этих газопроводов. Есть подозрения, что крест будет положен как раз на «Алтае». Следует отметить, что о подписании нового меморандума было заявлено спустя всего несколько дней после очередного раунда переговоров по этой трубе. На отечественном рынке ходят упорные слухи, что эти переговоры плотно зашли в тупик сразу по всем направлениям — цене на газ, объемам и срокам поставок. Если так и произойдет, и «Алтай» останется только на бумаге, то газопровод из «Сахалина» будет вполне востребован.