- Как реагирует российский выездной турист на новости с валютного рынка?
- Ну как реагирует? Плачет, рыдает бьется головой об стенку. А вместе с ним туропрераторы.
- Много отказов, по вашей информации?
- Люди, которые все заплатили, конечно, едут. А вот те, кто частично оплатил поездку, и им теперь нужно доплатить теперь совсем не те суммы, на которые они рассчитывали, эти, да, пытаются отказаться. Но сделать это очень сложно. Некоторые операторы предлагают в таких случаях «утоптать» параметры тура: сократить количество дней, поменять гостиницу или номер на более дешевый вариант и так далее. Кто-то предлагает «заморозить» деньги - чтобы люди смогли поехать потом, когда рубль отскочит. Но это тоже сложно, поскольку у людей пропадает отпуск... В общем, очень тяжелая ситуация. И для бизнеса, и для туристов.
- Туриндустрия переживет этот кризис?
- Той рискованной игры, которая была прежде и привела к череде банкротств в 2014 году, уже нет. Тогда операторы соревновались между собой, дрались за долю рынка, брали огромные объемы, с запасом, - в расчете на то, что их продадут. Сейчас они скорее не добирают. Сократили количество мест в гостиницах, ничего не берут в резерв. Сократили полетные программы из регионов: сейчас, как в 1990-е годы, в основном летают через Москву. Многие крупные операторы вообще отказались от чартерных программ и работают только на регулярных рейсах. То есть операторы не рискуют, работают очень аккуратно. Кроме того, они максимально оптимизировали бизнес. Многие закрыли офисы в регионах, сократили офисы в Москве, сократили штаты, зарплаты, расходы на рекламу... Я, конечно, не могу исключить, что кто-то из компаний уйдет с рынка, но надеюсь, что это будет не так болезненно, как в 2014 году. То есть будут уходить цивилизованно, закрывать свои обязательства перед туристами. Кстати, как видите, пока никто не сыплется, компании держатся, хотя весь год у нас был очень тяжелым.
- Можно ли ожидать в связи с новым обвалом рубля всплеска интереса к российским курортам?
- В начале этого года мы отмечали колоссальный всплеск интереса к внутреннему туризму. Но он не вылился в такие же продажи. Потому что, когда человек начинает подходить к выбору поездки, тут же выясняется, что это тоже стоит немалых денег. Несмотря на обвал рубля, некоторые направления выездного туризма все равно оказывались дешевле, чем поездки по Россия. Да в этом году очень вырос спрос на Сочи, на Крым. Крупные туроператоры стали заниматься внутренним туризмом, понимая, что теряют огромные потоки на выезде. Но надо иметь в виду, что 80 процентов россиян выбирают пляжный отдых, а российские курорты не могут здесь предложить большого разнообразия вариантов. Да и сервис зачастую оставляет желать лучшего. Поэтому как только рубль начинает расти, люди тут же начинают косить глазом на заграничные курорты.