Причина нефтяного обвала – соперничество, но не с Россией

Никто из производителей нефти не хочет сокращать добычу – идет передел рынка

Падению цен на нефть не видно конца. В пятницу 21 августа в Нью-Йорке торги фьючерсами на западно-техасскую нефть (WTI) закрылись на отметке $40,45 за баррель. В Лондоне североморская смесь марки Brent остановила свое падение на $45,46. И та, и другая цена – самые низкие показатели с 2009 года, когда в разгаре была «Великая рецессия». Что это – «заговор против России»?

Никто из производителей нефти не хочет сокращать добычу – идет передел рынка

тестовый баннер под заглавное изображение

Эксперты не видят заговора: на глобальном рынке слишком много «черного золота» и слишком мало спроса на него – мировая экономика упорно не желает идти на подъем. Агентство Bloomberg приводит мнение аналитиков из Citigroup: нефть WTI в скором времени может подешеветь до $32 за баррель. Но «никто не хотел уступать» – в ситуации пониженного спроса и повышенного предложения, когда было бы логично «подкрутить» цены путем ограничения нефтедобычи, все главные игроки ее только увеличивают. Причина? Борьба за сохранение своей доли рынка.

Bloomberg цитирует партнера нью-йоркского хедж-фонда Again Capital LLC Джона Килдаффа: «Ясно, что крупнейшие производители нефти – Саудовская Аравия, Россия, США и другие – ведут борьбу за передел рынка». «Каждый, кто может качать нефть, качает ее по максимуму», – пишет The Wall Street Journal. ОПЕК уже больше года добывает нефть, превышая свою коллективную квоту в 30 млн. баррелей в день, отмечает Bloomberg; в июне этого года Саудовская Аравия побила свой прежний рекорд месячной добычи, установленный в 1980 году, – ее добыча составила 10,564 млн. баррелей в день. Россия, как пишет агентство Reuters, ежедневно «выдает на гора» 10,71 млн. баррелей нефти, и, по словам министра энергетики Александра Новака, намерена сохранить высокие объемы добычи и в будущем году. США, по данным Американского нефтяного института, в июле добывали на 8,8% больше нефти, чем год назад, – 9,52 млн. баррелей в день. Ирак в июне производил по 4,1 млн. баррелей в день. А есть еще Венесуэла, Мексика, Канада, Нигерия, Ангола, Индонезия... На низком старте – Иран: его нефть готова выплеснуться на международный рынок, как только будут отменены санкции.

Многие американские аналитики считают, что Саудовская Аравия и другие нефтяные монархии Ближнего Востока пытаются заставить производителей сланцевой нефти в США снизить добычу нефти, используя для этой цели свои колоссальные золотовалютные резервы, – они могут продержаться в условиях низких цен довольно долго. Раньше доля ОПЕК на глобальном нефтяном рынке была порядка 60%, сегодня – 40%, и это нефтяных шейхов категорически не устраивает. Еще больше им не по вкусу предстоящий выход на мировой рынок Ирана – их заклятого врага, главного регионального соперника; они готовы качать нефть себе в ущерб, лишь бы досадить Ирану. У которого, заметим, нет туго набитой нефтедолларами «подушки безопасности», в отличие от его арабских соперников.

Тем временем американские нефтяники тоже продолжают вовсю качать нефть, несмотря на низкие цены. И дело тут не только в борьбе за долю рынка: постоянное совершенствование технологий сланцевой нефтедобычи сделало ее рентабельной даже при низких ценах.

Но в какой-то момент кто-то обязательно моргнет первым и начнет сокращать производство нефти. На ее переизбыток накладывается пониженный спрос: ощутимо замедлилась экономика Китая, плохо обстоят дела в Бразилии, России и других развивающихся рынках, на грани спада балансирует Европа, а более-менее благополучная Америка все меньше нуждается в нефти – своей и тем более чужой.

Ситуация в реальной экономике может стать еще хуже, а нефтяные цены – еще ниже из-за возможного краха финансового сектора, вызванного биржевой паникой. На главной торговой площадке мира – Нью-йоркской фондовой бирже – 20 августа индекс Доу-Джонса упал на 358 пунктов, а на следующий день еще больше, на 531 пункт. Другие биржевые индексы – S&P, Nasdaq, Russell – тоже понесли очень большие потери. Это – потери инвесторов, потери компаний, которые они будут компенсировать путем сокращения рабсилы, урезания инвестиций. У людей будет меньше денег, они будут меньше потреблять, экономика будет дальше замедляться, и этот круговорот не сулит ничего хорошего нефтезависимым странам типа России – нефти будет требоваться все меньше. В трудной ситуации России понадобятся кредиты, но доступ к ним резко ограничен из-за международных санкций. Выглядит все это отнюдь не триумфально.

Читайте материал: Паника на американском рынке: Китай обрушил индекс Dow Jones

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру