Низкая динамика роста в экономике и снижение ключевой ставки Центробанка не способствуют желанию банков активно привлекать дорогие пассивы у населения. Как следствие — в ближайшей перспективе банки продолжат плавно снижать ставки по вкладам. Однако альтернативных способов сохранения сбережений для большинства населения нет, поэтому граждане снова достаточно активно размещают свои средства в банках. Система постепенно возвращается к паритету, наблюдавшемуся до периода колебания валютных курсов.
Падающие ставки
С 3 августа ключевая ставка ЦБ снижена до 11% годовых, что означает очередное, хотя и незначительное, снижение стоимости средств в экономике. Принимая это решение, регулятор отметил, что риски существенного охлаждения экономики по-прежнему велики, а для кредитования ставки даже при текущей стоимости денежных ресурсов ощутимо высоки, что не особенно способствует росту кредитного бизнеса.
Осознавая текущие условия, банкиры не стремятся привлекать большие объемы дорогостоящих средств от населения и постепенно снижают депозитные ставки. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка 10 крупнейших депозитных банков в начале июля составляла 11,04%, а со второй декады месяца она снизилась до 10,78%. По рублевым вкладам на срок 1–3 года и без учета сезонных предложений банки сегодня предлагают следующую доходность: от 6,3% до 9,07% годовых в Сбербанк, до 12,5% годовых в надежных частных банках.
В самое ближайшее время мы увидим тенденцию к дальнейшему плавному снижению ставок по вкладам. Ставки будут падать более медленно, чем в предыдущие месяцы, — в соответствии с тем, какими темпами будет снижаться ключевая ставка ЦБ, говорят финансисты. «В течение года мы ожидаем сокращение ключевой процентной ставки до 9–10%. Снижение ставок по депозитам будет сопоставимым», — говорит аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко. Но в сегодняшней ситуации долгосрочные вклады остаются одним из самых безопасных и в то же время выгодных способов сохранения средств, подчеркивает он.
Разные мотивы
Сотрудники банков подтверждают, что после всех перипетий с колебаниями валютных курсов и чередой отзывов банковских лицензий спокойствие возвращается на рынок вкладов. Люди снова оформляют и пополняют депозиты, поэтому банки по этому показателю уже вышли на докризисные показатели прироста. «Динамика роста объема вкладов за первое полугодие 2015 года сопоставима с аналогичными показателями 2013 года, достаточно спокойного для банковской системы периода», — отмечает начальник управления пассивных операций Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Ольга Аксенова. По данным ЦБ, в первом полугодии текущего года банки привлекли во вклады 1,4 трлн руб., в 2013 году — 1,3 трлн руб. А вот в первом полугодии прирост срочных депозитов составлял всего 0,56%, у многих отдельных банков наблюдался отток вкладов.
По словам Аксеновой, причины прироста депозитов в этом году менялись от месяца к месяцу: зимой вкладчиков привлекли высокие проценты (многие банки предлагали 20–25% годовых), а после того как ставки начали закономерно снижаться вслед за действиями регулятора, люди продолжили пополнять открытые в удачный период вклады, чтобы сохранить хорошую доходность. Однако эта тенденция изменится уже в третьем квартале, так как высокую доходность банки в основном предлагали на 3–6 месяцев и срок действия таких вкладов заканчивается, подчеркивает эксперт.
Теперь же на повестке дня другие мотивы: доля клиентов, предпочитающая сберегать «на черный день», а не тратить, растет, поэтому приток средств в банки не снижается, несмотря на понижение ставок, отмечает Аксенова. Ведь более понятного и надежного инструмента для физических лиц не существует.
Ажиотаж закончился
Что касается валютной ориентации вкладчиков, панических обменных операций больше не наблюдается, поэтому и структура валютных вкладов в банках постепенно приходит в равновесие. «Начиная со второго полугодия этого года отмечается значительный рост объема рублевых вкладов», — говорит менеджер продукта СМП Банка Дмитрий Аржанов. В структуре портфеля СМП банка доля депозитов в национальной валюте выросла за истекшее полугодие с 50% до 58%.
В целом по стране динамика аналогичная, отмечает Аксенова из УБРиР: зимой доля валютных вкладов росла и к 1 февраля 2015 г. достигла 30% от всех сбережений россиян в банках. На это повлиял не только повышенный спрос со стороны клиентов, но и положительная переоценка валютных вкладов из-за резкого роста курсов доллара и евро к рублю. «После стабилизации курсов мы наблюдаем снижение доли валютных вкладов», — говорит Аксенова. Это также вызвано и отрицательной переоценкой в связи с наблюдаемым еще недавно ростом курса рубля и просто снижением интереса населения к традиционно менее доходным валютным депозитам.
Предпочтения вкладчиков
«В нестабильное время клиенты предпочитают иметь постоянный доступ к своим деньгам», — говорит начальник управления депозитных и расчетных продуктов банка «Хоум Кредит» Надежда Куликова. Видя такой интерес, банки корректируют свои предложения в соответствии с запросами клиентов. «Мы видим, что многие клиенты при закрытии вклада охотно переводят свои средства на дебетовые карты, которые предоставляют клиентам более гибкий инструмент управления сбережениями», — рассказывает Куликова.
Сейчас на фоне плавного снижения ставок и относительной стабилизации в экономике страны наблюдается постепенное увеличение спроса клиентов на вклады со сроком размещения больше года, отмечает Аксенова: «В начале года доля таких вкладов в общем объеме новых договоров УБРиР составляла 10%, сейчас она выросла до 25%».
Для большинства вкладчиков первостепенное значение имеет доходность, поэтому они выбирают депозиты с максимально высокой ставкой, но при этом, как правило, получают более «строгие» условия пополнения и снятия денег, отмечает Куликова. Она выделяет также сегмент «продвинутых» клиентов, которые диверсифицируют свои вложения. Часть сбережений они кладут на доходную дебетовую карту, чтобы иметь возможность распорядиться деньгами без потери процентного дохода, если средства срочно понадобятся. Другая часть средств отправляется на депозит с более высокой ставкой, на длительный срок и с более «строгими» условиями изъятия.