О возможном сокращении производства бензина в России представители говорили уже не раз. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, в 2014 году российские НПЗ переработали 289 млн тонн нефти и выпустили немногим более 38 млн тонн автобензинов, 77 млн тонн дизтоплива, 78 млн тонн мазута и около 11 млн тонн авиакеросина.
Несмотря на то что инвестиции в нефтепереработку растут — в прошлом году их объем составил 290 млрд рублей, — в этом году ее объем может быть сокращен до 286 млн тонн. По словам представителей ЦДУ ТЭК, причины кроются в сокращении спроса на топливо и проблемах с получением кредитов российскими сырьевыми компаниями. Как известно, после введения против России западных экономических санкций получить в Европе или США заем стало крайне затруднительно. В таких условиях стала затруднительной и реализация в срок программ по модернизации перерабатывающих мощностей. Падающие цены на нефть только подливают масла в огонь.
По оценкам Игорь Сечин, при сохранении нынешнего уровня потребления, если не будет введено дополнительных льгот для российской нефтепереработки, к 2017 году наша страна рискует столкнуться с дефицитом бензина объемом в 5 млн тонн.
Помочь нефтепереработчикам государство может несколькими способами. В частности, субсидировать процентную ставку по займам для инвестиций в проекты модернизации НПЗ для тех компаний, которые продолжают эти проекты. Кроме того, таким компаниям можно не индексировать железнодорожные тарифы.
По мнению экспертов, угроза возникновения дефицита бензина на российском рынке действительно существует. На фоне сокращения переработки увеличиваются поставки готового топлива на экспорт. По данным Минэкономразвития, по итогам года объем продаж нефтепродуктов на внешние рынки вырастет на 5,8%, до 175 млн тонн.
Тем не менее отечественным нефтепереработчикам вполне по силам справиться с ситуацией и уберечь внутренний рынок от топливной голодовки. По словам руководителя аналитического департамента компании AMarkets Артема Деева, модернизация НПЗ — это действительно очень важная часть работы вертикально интегрированных нефтяных компаний. Сейчас доходы от экспорта нефти падают. Вместе с этим нефтяным компаниям приходится реализовывать масштабные инвестиционные проекты как в добывающей, так и перерабатывающей сфере. «Долговая нагрузка российской «нефтянки» номинирована в долларах. Финансовая нагрузка на отрасль при росте курса валюты соответственно возрастает. Нефтяники хотят снизить свою финансовую нагрузку за счет помощи от государства. Однако проекты по модернизации НПЗ можно решить и рыночным методом. Например, за счет увеличения цен на топливо», — полагает эксперт.