В говяжьем фарше из «Ашана» обнаружена свинокурица

Эксперты долго разбирались, чем же отоваривают покупателей сетевого магазина

Мясной фарш, который готовят в торговой сети «Ашан», стал причиной скандала. Выяснилось, что повара, стряпая полуфабрикаты на продажу, мешают в кучу говяжье, свиное и куриное мясо. Россельхознадзор, проводивший лабораторную проверку и выявивший эти нарушения, обмолвился даже, что в свиной фарш попала... конина. Однако вслед за этим сообщением последовал пресс-релиз с детальной поправкой: конину заменили на баранину. Так что это было, недоразумение или подтасовка? И была ли лошадь?

Эксперты долго разбирались, чем же отоваривают покупателей сетевого магазина

Поводом для переполоха стало сообщение Россельхознадзора о том, что молекулярно-генетический анализ свиного фарша, изъятого сотрудниками ведомства при проверке сети, помимо ДНК свиньи выявил ДНК лошади, ДНК курицы и ДНК крупного рогатого скота.

Однако когда мы позвонили героям всей этой истории, санитарный врач одного из четырех магазинов сети, где выявили нарушения, многозначительно посоветовала нам еще раз заглянуть на сайт Россельхознадзора. Мол, смотрите обновления. С чего вы взяли, что в свином фарше содержится ДНК лошади? Речь идет об овце...

Так и есть. В обновленном релизе значилось: «По результатам исследований из 17 отобранных образцов в 15 установлено, что сырьевой состав, указанный на маркировочных этикетках ООО «АШАН», не соответствует фактическому составу и составляет 89% фальсифицированной продукции.

В фарше из мяса говядины обнаружена ДНК свинины, курицы, баранины, не указанных на маркировке, а в фарше из свинины, напротив, обнаружена ДНК говядины, курицы, баранины. В полуфабрикатах люля из говядины и баранины идентифицирована ДНК свинины, говядины и баранины. Данные исследований позволяют сделать вывод о фальсификации продукции путем замены одного вида мяса другим, менее ценным».

По сути, магазин ввел в заблуждение своих покупателей, указав в маркировке всего один вид мяса. Однако в Национальном фонде защиты потребителей ничего криминального в этом не видят, потому что один вид мяса нельзя назвать более ценным, чем другой — у каждого свои достоинства.

«Если в свиной фарш и добавили конину, — прокомментировал ситуацию академик РАЕН Александр Калинин, — то никаким законом это не возбраняется, если при этом фарш назвали бы соответствующим образом, не вводя потребителя в заблуждение. Когда маркировка не соответствует содержимому — это прямое нарушение Закона по защите прав потребителей.

С точки зрения же гастрономической такой продукт нельзя назвать некачественным — в конце концов свинина жирная, а конина диетическая — получается неплохая комбинация».

Теоретически фарш могли назвать по преобладающему в нем компоненту — «говяжьим» и «свиным». Но при этом перечислить в его составе виды другого мяса нужно было обязательно. В «Ашане» же этого не сделали.

Кстати, Россельхознадзор скоро подготовит результаты бактериологического исследования фаршей. Тогда станет понятно, одни ли только права граждан он ущемлял своей маркировкой или все же еще грозил здоровью покупателей. Кстати, в Национальном фонде защиты потребителей почти готов ответ на этот вопрос. Некоторое время назад там провели исследование, проверив на обсемененность бактериями охлажденные полуфабрикаты из шести сетевых торговых точек. Каково же было удивление экспертов, когда они убедились, что 83% такой продукции действительно заражено всевозможными «палочками».

Что же касается моральной стороны дела, то столичные мусульмане без претензий отнеслись к информации о наличии свинины в говядине. «Ни один мусульманин не будет брать мясо, не убедившись, что на упаковке стоит эмблема «халяль», — сказали нам в Московском муфтияте, дав понять, что московские мусульмане даже не посмотрят в сторону таких продуктов. Ну а возражать против конины стали бы разве что те, для кого слово «лошадь» не ассоциируется с гастрономией.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26877 от 5 августа 2015

Заголовок в газете: То ли лошадь, то ли бык…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру