В принципе, Алексей Улюкаев придерживается ранее выбранного курса. Еще в июне он говорил примерно то же, что и сейчас: в I квартале ВВП снизился на 2,3%, во II и III кварталах падение составит по 3,5-4%, а в IV квартале замедлится до 2% в годовом выражении.
Сейчас стали известны предварительные данные за I полугодие — спад ВВП в России достиг 3,4%, но до конца года темпы падения снизятся и общий урон сократится до 2,6-2,8%. «Ситуация в российской экономике лучше, чем предполагалось. Считаем, что III квартал, вероятно, даст некоторое улучшение динамики ВВП. IV квартал поддержит это движение. Начиная с 2016 года выйдем на траекторию, может быть, не очень высокого, но достаточно стабильного экономического роста — больше 2% ВВП», — сказал глава Минэкономразвития на совместном заседании коллегии министерств экономики России и Белоруссии.
Далеко не все готовы поверить, что российская экономика достигла окончательного дна и теперь последует разворот в сторону роста. Согласно оценке ряда российских банков, по итогам II квартала 2015 года снижение ВВП ускорилось до 4,7% в годовом выражении, а в целом за I полугодие российская экономика потеряла 3,5%. В 2016 году нас ожидает только символический рост на 0,3%.
Впрочем, есть и те, кто не разделяет пессимизма. Как заявила «МК» заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова, прогноз Улюкаева относительно того, что в следующем году Россия сможет выйти на темпы экономического роста приблизительно в 2% вполне, отвечают текущей ситуации. Правда, если не будет резкой смены конъюнктуры, то есть падения цен на нефть ниже $50 за баррель в годовом выражении (сейчас — $53,71, но доходило почти до $68), усугубления ситуации во внешней политике, в частности расширения пакета санкций. В последнем случае, последствия могут оказаться не столь радужными, как предполагает Улюкаев.
«На текущий момент оснований полагать, что падение цен на нефть будет масштабным и продолжительным, нет. Возвращение Ирана на мировой рынок нефти произойдет не раньше 2016 года. Да и пока верится с трудом в серьезное наращивание добычи, которое существенно изменило бы предложение «черного золота». Пока спрос на нефть в мире не снижается, а Международное энергетическое агентство даже прогнозирует его некоторый рост. Поэтому оснований для серьезного снижения цен на нефть пока нет. В этом случае не будет и резких колебаний курса рубля», — Дарья Желаннова.
Важным моментом станет политика ЦБ. На очередном заседании 31 июля будет принято решение по ключевой ставке. Рынок ожидает ее снижения на 0,5-1% с нынешних 11,5%, что в перспективе может поддержать российскую экономику за счет повышения доступности заемных средств.
До конца года обещает проясниться вопрос со ставкой ФРС. Если будет принято решение ее повысить, то это, конечно, окажет давление на курс рубля, но если повышение будет отложено, то это его укрепит.
«Ситуация с Грецией пока развивается в пользу решения проблем этой страны, поэтому снижаются риски возникновения существенной нестабильности на финансовом рынке. Если ситуация вновь обострится, то возможен рост волатильности на валютном рынке, но в целом для российской экономике серьезной угрозы это не представляет», — полагает эксперт.