Уехали они после того, как был арестован и помещен под домашний арест Леонид Меламед, экс-председатель правления госкорпорации.
Произошло это недавно — 3 июля. Через несколько дней за границей оказались Дмитрий Журба, партнер Меламеда, Андрей Малышев, бывший запред правления РОСНАНО, Яков Уринсон, министр экономики в 1997–1998 годах, Андрей Раппопорт, президент бизнес-школы «Сколково», и Юрий Удальцов, директор Роснано по инновационному развитию.
Когда вернутся — неизвестно. Скорее всего никогда.
Меламед проходит по делу о незаконном перечислении ему средств РОСНАНО — в его ИФК «Алемар» за консультационные услуги, которые входили в обязанности самой госкорпорации.
Три других уголовных дела — на ту же примерно тему. И, по всей видимости, их может стать больше.
Проверку РОСНАНО проводила в 2013 году Счетная палата. Отчет о том, как весело госкорпорация расходовала в 2007–2012-м выделенные ей из госбюджета миллиарды, был засекречен. Хотя ничего секретного — такого, что не следует знать широкой публике, — там не было. Наоборот, там было то, что публике как раз нужно знать. Но руководство РОСНАНО сумело, видимо, убедить высших начальников, что широкая огласка никому не пойдет на пользу.
Результаты проверки Счетной палаты тем не менее были переданы в Генпрокуратуру. Ну и где-то там застряли.
Летом 2014-го Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, обратилась в Генпрокуратуру с запросом: так что там все-таки с РОСНАНО? Расследуется что-нибудь или нет?
По ее мнению, в отчете Счетной палаты содержалось достаточно фактов для возбуждения уголовных дел по крайней мере по 9 эпизодам мошенничества, отмывания денежных средств, преднамеренном банкротстве, уклонении от уплаты налогов, нецелевом расходовании бюджетных средств, злоупотреблении полномочиями.
Чубайс над Дмитриевой тогда посмеялся. Хочет баллотироваться в мэры Петербурга и надеяться набрать на РОСНАНО очки, но не выйдет у нее ничего.
И действительно, расследование если и шло, то ни шатко ни валко. Топ-менеджеров не беспокоили, на допросы не таскали.
И вдруг 1 июля — Меламед. Приехали домой, забрали. Собирались даже закрыть в СИЗО, но руководство РОСНАНО добилось домашнего ареста.
Арест Меламеда тем не менее означал, что Чубайс утратил влияние на Кремль. Но из-за чего?
Первопричина только одна — та же, что и всегда. Борьба за финансовые потоки, вытекающие из государственного бюджета.
Одни привластные кланы постоянно отжимают какие-то ручьи у других, а РОСНАНО — полноводная река на этом поле.
Прежде Чубайсу всегда удавалось отбивать атаки. Теперь не удалось. Акела промахнулся.
Есть красивая версия про то, что промах заключался в дебатах Чубайса с Навальным на телеканале «Дождь». Из-за них Кремль и отвернулся от Анатолия Борисовича.
Проверить ее достоверность сложно. А вот проверить обоснованность претензий к РОСНАНО — легко.
Несмотря на то что отчет Счетной палаты засекречен, он висит в Интернете. Мы не можем его цитировать, поскольку формально он закрыт. Но можем сказать, что это чрезвычайно увлекательный документ.
Почитайте, кому интересно, как «нанотехноложили» наши эффективные менеджеры. Не парясь вообще ни о чем. С особой дерзостью.
Оксана Дмитриева как-то сказала, что расхищение бюджетных средств обнаруживается во всех структурах, где-то это 10%, где-то — 20, но, судя по данным Счетной палаты, складывается впечатление, что в РОСНАНО расхищалось под 100%.
О чем говорить, если убыток госкорпорации за 2012 год составил 24,3 млрд рублей?
На всю охрану окружающей среды в 2015 году из госбюджета выделено чуть больше — 26 млрд. На физкультуру и спорт — 33 млрд, на СМИ — 50 млрд.
А тут убыток — 24,3 млрд, причем еще в 2012 году.
Сейчас, кстати, 2015-й. Два года минуло прежде, чем до властей дошло, что это «не по фэн-шуй».
До того они, видно, надеялись, что будет все-таки от РОСНАНО какой-никакой результат, и появятся у нас нанотехнологии и нанопродукты, каких нет нигде в мире, и поедут к нам на поклон чужеземцы, и слезно умолять будут продать им наши наночудеса, и возвысит РОСНАНО тогда землю русскую.
Кстати, можете вспомнить хоть какие-то нанотехнологии или нанопродукты, которые у нас появились в последние годы?
Я вот никак не могу.
Наноноски один раз только видела, бабушка продавала в подземном переходе. Наноноски и еще наногуталин.
Между тем
Как рассказала «МК» Ольга Козырева, адвокат бывшего замглавы правления «Роснано» и экс-главы «Группы Е4» Андрея Малышева, ее клиент действительно находится за границей. Он проходит реабилитацию после операции на сердце. Эта операция была запланирована и проведена задолго до начала возбуждения уголовных дел в отношении ее подзащитного. Правда, адвокат не стала уточнять, в какой именно стране лечится Малышев.
На вопрос, действительно ли претензии к Андрею Малышеву, который также является подозреваемым по делу о растрате имущества «Роснано» на сумму более 220 млн рублей, — это политический и заказной удар по Анатолию Чубайсу, Ольга Козырева ответила следующее: «Чубайс не является моим клиентом, поэтому говорить что-то про него и за него я не имею права. Мой клиент — Андрей Малышев. Он не хочет говорить, где именно он сейчас лечится. Равно как и то, когда вернется в Россию».