«Компании-застройщики и раньше не всегда выполняли обязательства по возведению объектов социального характера (детские сады, поликлиники, фитнес-центры, бассейны, паркинги и т.п.), а уж в нынешний период, когда вся отрасль оказалась в глубоком кризисе, такие проблемы только усугубились. Ведь главное — хотя бы достроить дома, чтобы не было обманутых покупателей квартир. Особенно ярко эта проблема проявилась в Москве и Подмосковье, где строится больше всего жилья в Россия, — считает Константин Иванов, координатор общественной организации по защите прав обманутых покупателей квартир. — Так, несколько лет назад одна из крупнейших столичных строительных компаний обещала покупателям квартир в Павшинской пойме райские условия жизни: детсады, парк отдыха, яхт-клуб. Однако на месте парка «неожиданно» появилась дополнительная многоэтажная жилая «стена», которая полностью закрыла красивый вид на Москва-реку».
По словам Иванова, забыли о своих обязанностях построить детсады и предприятия социальной направленности и строители в Южном Домодедове. Главгосстройнадзор Московской области также зафиксировал отсутствие запланированных объектов соцкультбыта в ряде крупных проектов в Звенигороде, Долгопрудном. Социальные обременения в 8-м микрорайоне Одинцова стали камнем преткновения между застройщиком СУ-155 и местными властями.
Еще один хронический очаг напряженности возник в Красногорье. Девелопер масштабного проекта здесь сорвал сроки сдачи в эксплуатацию поликлиники, 10-этажного паркинга, школы и детсадов, которые обещал построить согласно действующим контрактам. По словам жителей, детей им приходится водить в частные сады, а чтобы взять больничный, они вынуждены час ехать до поликлиники в Красногорске. В конце прошлого года после визита в Павшинскую пойму, где компания застраивает два микрорайона, подмосковный губернатор Андрей Воробьев заявил, что в части благоустройства жизни людей это кошмар и безобразие, и пообещал наказать недобросовестного застройщика.
О ситуации в Новокуркине (г. Химки) не писал только ленивый. Местные дольщики даже написали коллективную петицию Президенту РФ. В ней говорится: «Попустительство властей создало условия застройщику для того, чтобы, отстроив все жилые дома в 6-м и 7-м микрорайонах, отказаться от части своих социальных обязательств, сократив объекты инфраструктуры, а на «освободившемся» месте добавить дополнительную жилищную застройку».
Тревожная ситуация с детскими садами сложилась в городском образовании Балашиха. «Интересно, что хронический дефицит детских дошкольных учреждений был выявлен только после ревизии нового подмосковного губернатора Андрея Воробьева. Сейчас областная администрация в первую очередь пытается помочь получить жилье обманутым пайщикам. Проблемы по «забытой» социалке отошли на второй план. На их решение у ряда застройщиков сейчас нет денежных средств», — подчеркнул Константин Иванов.
Застройщики экономят на «социалке» не только в области, но и в столице. Так, недавно в центре скандала вновь оказался масштабный проект комплексной жилой застройки в Восточном Бирюлеве, возводимый недалеко от метро «Царицыно». Между растущими как грибы после дождя домами вдруг «пропал» крупный физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), который был одним из важных «элементов-магнитов» маркетинговой политики девелопера. Интересно, что на сайте агентства недвижимости, которое продает квартиры, ФОК есть, а на территории жилого комплекса и макетах риелторов, которые по соседству открыли офисы продаж жилья, — уже нет.
Как сообщил «МК» один из экспертов стройрынка, аналогичные ситуации далеко не редкость в Московском регионе. Как правило, они возникают по двум причинам: или обещания построить рядом с жильем бассейны, фитнес-центры и парковки являются банальными «заманухами», или у застройщика закончились деньги и он находит «убедительные» доводы для изменения проектной документации.
Не секрет, что новое жилье в Москве по сравнению с другими столицами континентальной Европы продается по заоблачным ценам. Причем квартиры порой возводятся с браком, а сроки сдачи объектов обычно задерживаются как минимум на полгода. Чтобы завлечь требовательных покупателей, застройщик придумывает нестандартные маркетинговые ходы, вешает на уши доверчивых покупателей новостроек разнообразную лапшу. Важные объекты социальной инфраструктуры остаются только на рекламных проспектах. Эти хитрости остаются исключительно на совести девелоперов.
Во втором случае, чтобы внести изменения в проект планировки, девелопер должен найти веские основания. Например, рядом с котлованом уже находится аналогичный соцобъект, который загружен только наполовину. Этот путь не усеян розами. В столице эти доводы должны последовательно поддержать местная префектура, Москомархитектура, рабочая комиссия стройкомплекса. Решение о корректировке проекта потом утверждается на Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Школы и детсады в инфраструктуре жилого комплекса являются обязательным условием для проектов, расположенных на территории Москвы. Поэтому «под нож» идут, как правило, второстепенные объекты, такие как ФОК или прачечная. Обычно первая очередь комплексной застройки, чтобы не отпугнуть потенциальных покупателей жилья, сдается вовремя и согласно плану. Неприятные для дольщиков изменения проекта обычно начинаются во время второй или третьей очереди, когда застройщик не успевает уложиться в сроки или когда у него закончились деньги. К тому же столичный стройкомплекс отслеживает только проектную декларацию жилых домов. На объекты социальной инфраструктуры это правило не распространяется.
Какие выводы должен сделать потенциальный дольщик? В каждом регионе существуют свои страховочные механизмы. Так, в Белокаменной можно минимизировать свои риски, посмотрев базу проектов планировки территорий, утвержденную Правительство РФ Москвы. Ознакомиться с этой важной информаций можно на портале www.mos.ru. И сделать это лучше до покупки нового жилья.