«Греческие предложения серьезны, они заслуживают доверия и четко указывают на стремление остаться в еврозоне», – оценил афинские инициативы президент Франция Франсуа Олланд. «Пока ничего не сделано, но есть возможности осуществить все, – написал он в своем микроблоге. – Переговоры должны привести к соглашению, равно уважающему и европейские правила, и греков, которые много страдали».
Согласно мерам, предложенным Афинами, страна, по оценкам греческого правительства, сможет сэкономить в ближайшие два года порядка 12 млрд евро. Так, кабмин Алексис Ципрас согласился отменить 30% «скидку» на НДС для греческих островов, а также повысить НДС до 23% для ресторанов. Впрочем, на единую ставку НДС в 23%, предлагаемую кредиторами, Афины по-прежнему не согласны. Налог на добавленную стоимость для отелей, основных продуктов питания, электроэнергии, согласно предложенному плану, должен составлять 13% (в данном случае, речь, впрочем, все равно идет о повышении — с 10%), для медикаментов и книг — 6%. Будет увеличен налог на телерекламу, предметы роскоши, судоходные компании. Планируется отменить существующие налоговые льготы для судовладельцев, крупных сельхозкомпаний. Кроме того, Афины предлагают на 2% повысить существующий корпоративный налог — до 28%.
Повысить возраст выхода на пенсию до 67 лет Ципрас намерен к 2022 году (при изначально запланированном 2036-м). Правительство также рассчитывает сократить расхода на оборону на 100 млн. евро в этом году и на 200 млн. - в следующем. Кредиторы требовали сокращения на 400 млн евро в 2016-м.
Тем не менее, некоторые расценили предложенный Афинами план как идентичный изначальным требованиям кредиторов, — тем, против которых высказался 61% греков на референдуме 5 июля. Как отреагировала эта часть общества на предложения Ципраса?
– Не стоит забывать, что среди этого 61% есть люди, которые в принципе выступают за возврат к национальной валюте, – напомнил в беседе с «МК» издатель газеты «МК — Афинский курьер» Федор ИГНАТИАДИС. – И они могут реагировать по-разному. Оставшиеся 39% выступают в принципе за любое соглашение. Что Греция выиграла? Теперь ясно, что давить на Афины в будущем, когда возникнут очередные трения, будет сложно. Далее, встал вопрос о нежизнеспособности долга, о том, что так или иначе его надо реструктуризировать. И, наконец, внутриполитические изменения. Обществу необходимо принять предлагаемые сейчас очень жесткие меры. И их примут, потому что главные противники не будут поднимать голос. В Греция же часто политические партии действуют весьма популистскими методами — им легче поддакивать народу, чтоб набрать голоса, не думая о завтрашнем дне. Классический пример — Папандреу, пришедший в 2009-м с лозунгом «Деньги есть!»: якобы греческому государству задолжали около 35 млрд. внутри страны. После его прихода к власти выяснилось, что больше 2 млрд. собрать не удастся. Через два года к власти приходит Самарас, заявлявший «нет меморандуму» (о мерах жесткой экономии - «МК»), и делает все наоборот. Народ устал от того, что его обманывают. Сейчас в оппозиции никто не сможет противоречить проводимой политике.
– И все же — есть ли недовольство в обществе в связи с предложениями греческого кабмина?
– Какое недовольство может быть, когда закрыты банки? Люди хотят, чтобы страна вернулась в нормальный режим. Будут меры, которые коснутся всех, в том числе, и богатых. Это и дополнительные налоги на предметы роскоши, лодки длиной более 5 метров, личные вертолеты и т.п.. Это сместит центр тяжести к тем, кто способен платить налоги, и кто раньше этого не делал — например, крупные сельские хозяйства...
Пока решение о новой программе помощи Греции не принято, власти страны продлили закрытие банков, которые так и не возобновили работу 7 июля, как изначально планировалось. Теперь банковские учреждения откроются в лучшем случае в понедельник, 13 июля, по итогам встречи Евросоюз - ЕС. По словам Луки Кацели, главы Греческой банковской ассоциации, пока в банкоматах хватает наличности, однако ограничения на ее снятия — не более 60 евро в день – сохраняются. Если в уикенд не удастся достигнуть договоренностей и валюта в банки Греции не поступит, люди рискуют остаться без денег.
Ренат Абдуллин
ЭКСПЕРТ «МК»:
Михаил КРЫЛОВ, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills — КапиталЪ АМ»:
«Увеличение НДС и налогов на рестораны, отмена досрочного выхода на пенсию и повышение пенсионного возраста, вероятно, не основные вопросы на переговорах Греции с кредиторами. Главное в том, что Греция добивается снижения долгового бремени. Сейчас у нее обязательства по выплате от 3 до 10 млрд евро в течение почти каждого года до 2050-го. По этим долгам надо либо продлевать срок погашения, либо снижать ставку процента.
Успех переговоров зависит от того, будут ли Афины требовать частичного списания долга. Если да, то переговоры окончатся провалом, потому что кредиторы не могут прощать госдолги в таких количествах (Афины должны 410 млрд евро). Если Греция согласится на реструктуризацию, то предложенного плана должно хватить для получения нового трехлетнего кредита.
Так или иначе, через три года перед Афинами снова встанет вопрос о погашении долга. Ситуация в экономике вряд ли будет развиваться по предложенному кредиторам сценарию, если в Афинах начнутся беспорядки против сворачивания льгот.
Экономика Греции перестанет развиваться в случае ужесточения экономической политики. Единственным исключением будут компании по морской и железнодорожной перевозке грузов. Привлекательность курортного бизнеса, вероятно, снизится после введения налогов на рестораны и повышения налога с продаж».
Игорь Клюшнев, начальник департамента торговых операций ИК "Фридом Финанс":
«Я уверен, что кредиторы примут новое предложение Греции по реформам в стране и дадут ей необходимое финансирование. Все сроки вышли и представители Евросоюза называют предстоящую встречу решающей, а желание сохранить целостность Европы, уверен, весьма сильно. На этом фоне предложение страны-должника, которое весьма близко отражает все выдвинутые кредиторами пожелания, с очень высокой вероятностью будет одобрено. Поэтому в ближайшее время стоит ждать активизации покупателей на фондовом рынке и роста мировых индексов. Правда, это соглашение не является решением всех греческих проблем. Неэффективность экономики никуда не денется, и Греция по-прежнему лишь будет стремиться к выполнению своих обязательств. Пока что описанные меры экономии хороши с точки зрения предварительных расчетов. Практика показывает, что реальность бывает заметно менее оптимистичной. У меня большие сомнения относительно успешной реализации всех намеченных мероприятий. Жители Греции уже довольно существенное время живут в жестких условиях, а теперь правительство мало того, что почти не обратило внимания на итоги прошедшего референдума, но и продолжит ужесточать меры экономии. Принять это не просто и воплощать в жизнь все реформы руководству страны будет очень сложно. Считаю, что через несколько лет Греция вновь столкнутся с тем, что не сможет обслуживать свои долги.
Думаю, что понимают это и европейские политики. Вполне вероятно, что в течение ближайших года-двух будут обсуждаться и разрабатываться процедуры выхода стран из состава Еврозоны, в случае, если они не удовлетворяют определенным требованиям»
Артем Деев, руководитель аналитического департамента Amarkets
«Новый пакет предложений, действительно, максимально приближен к тому, что в итоге хочет услышать «тройка» кредиторов. Тем не менее, прежде чем этот документ будет представлен на рассмотрение Еврогруппе, МВФ и ЕЦБ, нужно чтобы его принял греческий парламент, который как известно весьма скептически относится к любым инициативам, предполагающим дополнительную фискальную нагрузку на население. В любом случае, не стоит забывать и том, что конечное решение все равно будет зависеть от международных кредиторов, которые легко могут поступить также, как поступала Греция – увидеть «слабину» и потребовать еще более объемлющих реформ. Кроме того, подобная позиция Ципраса вряд ли устроит и население, а значит велика вероятность того, что экономический кризис может перерасти в кризис легитимности государственных институтов власти. В ходе референдума жители Греции проголосовали против мер жесткой экономии, поверив, что греческое правительство сможет выторговать более приемлемые условия со стороны кредиторов. Сейчас получается, что референдум был абсолютно напрасным мероприятием, ведь «тройка» кредиторов все-равно добилась практически всего, что хотела».
Ирина Бадмаева