Если говорить языком цифр, то результаты следующие. В референдуме приняло участие 6,16 миллиона человек, или 62,5 процента из числа тех, кто имел право голосовать (необходимый минимум составлял 40%). Свое мнение греки выражали на более чем девятнадцати тысячах участков. 61,31 процента голосовавших сказала «нет» кредиторам, и столь высокой цифры в Евросоюзе явно не ожидали.
Первым политическим итогом референдума стала отставка министра финансов Греции Яниса Варуфакиса. Он посчитал, что подобным образом поможет премьер-министру Алексису Ципрасу достигнуть взаимопонимания в переговорах с кредиторами.
Как и следовало ожидать, первая реакция на это событие пришла из Германии. Причем в словах видного политика из партии большинства Карстена Шнайдера нет особого беспокойства. Представитель Социал-Демократической партии в интервью телеканалу ZDF заявил, что в глобальном смысле эта отставка «не так уж и важна». Главное то, что какую политику собирается проводить в дальнейшем греческое правительство. Шнайдер отметил, что Варуфакис «не сможет сдержать своих обещаний, поэтому, боясь встретиться с последствиями референдума, и убежал. Новому министру финансов народ, наверное, будет больше доверять, но все теперь зависит от желания греков принять реформы и стабилизировать ситуацию в стране».
К слову, представитель правительства Габриэль Сакелларидис сказал, что преемник Варуфакиса будет назван вечером в понедельник – после встречи политических лидеров страны. Заодно он привел слова Ципраса, который благодарит Варуфакиса за его «непрерывные усилия в деле продвижения позиции правительства и интересов греческого народа в столь тяжелых условиях».
Во Франции в числе первых высказался министр финансов Мишель Сапен. Лейтмотив его слов таков – греки обязательно должны что-то придумать после воскресного референдума. Особенно учитывая то, что канцлер Германии Ангела Меркель отправится в Париж на экстренное совещание с французским президентом Франсуа Олландом.
– Основа диалога всех заинтересованных сторон, как говорится, уже лежит на столе, – сказал Сапен в интервью радиостанции Europe 1. – Но теперь Греции пора показать нам, насколько серьезно она готова к этому диалогу, готова ли она остаться в зоне евро и какие в итоге будет принимать решения.
Сапен добавил, что референдум наглядно показал, что у премьер-министра огромная поддержка в стране, но каким окажутся последствия всего этого, пока что не совсем ясно. «Франция не хочет, чтобы Греция выходила из Евросоюза, но даже если это и произойдет, то блок уж точно не будет дестабилизирован. Это трудности Греции, а не Европы – это Европа сталкивается с трудностями Греции, – заключил политик.
Министр финансов Финляндии считает, что Греция должна будет провести обширные реформы – вне зависимости от того, что случится в будущем. «Мяч теперь на половине поля Греции, – красноречиво высказался на своем веб-сайте Александр Стубб. – Но еще только предстоит узнать, что для греческого правительства будут означать в дальнейшем итоги референдума. При этом инструменты и правила стабилизации в еврозоне остаются неизменными». Стубб при этом подчеркнул, что «ближайшее будущее может стать для греков крайне тяжелым, и чтобы поднять экономику, необходимы обширные реформы. Переговоры могут возобновиться, только если само греческое правительство захочет с нами взаимодействовать и, самое главное, если оно возьмет на себя обязательства по стабилизации экономики и народного хозяйства и реализации структурных реформ, необходимых для долговой устойчивости».
Министр финансов Испании Луис де Гиндос сказал, что правительство его страны готово вести переговоры о третьей дотации Греции. На специальной пресс-конференции в Мадриде он подчеркнул, что «как и все, мы хотим, чтобы Греция осталась в еврозоне. Однако правила этого пребывания остаются такими же, как и два дня назад. Лично я ни в коем случае не хочу даже и думать о том, что Греция уйдет из зоны евро». Де Гиндос добавил, что эта ситуация, возможно, самая сложная с 1999 года, когда был введен в обращение евро. Но сильная позиция главной валюты Старого Света будет подтверждена на совещании министров финансов стран Евросоюза во вторник.
Кипр – единственная из девятнадцати стран Евросоюза, которая поддержала Грецию в ее желании реструктурировать огромный долг. И представитель правительства Никос Христодулидес в интервью национальному радио заявил, что президент и министр финансов Кипра полностью принимают итоги воскресного референдума, и они настаивают, что переговоры между Грецией и кредиторами должны начаться незамедлительно.