В настоящее время доля российской рыбы на прилавках выросла до 80%. Одновременно с момента введения продовольственного эмбарго в августе 2014 года эта продукция в среднем подорожала на 35%. До введения санкций основным поставщиком лососевых и сельди была Норвегия.
Однако в январе-мае этого года объем импорта в сравнении с аналогичным периодом 2014 уменьшился на 45,6% и составил в абсолютных величинах 212,3 тыс. тонн.
Если говорить по видам рыб, то снижение выглядит следующим образом: форели поставлено 2,9 тыс. тонн, что на 80,1% меньше, чем в прошлом году; скумбрии – 15 тыс. тонн, минус 48,6%; сельди – 19 тыс. тонн, минус 54,7%. Наблюдается сокращение мойвы и сардин.
В структуре зарубежных поставок 53,8% занимает мороженая рыба, 16,6% – готовая или консервированная продукция, 14,3% – рыбное филе, 8% – ракообразные и моллюски, 4,4% – рыба свежая или охлажденная. Импорт последней группы упал катастрофически на 80%.
«Более всего пострадали любители искусственно выращенных лососевых пород. - говорит директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. - Заменить такую продукцию, поставляемую в том числе охлажденном виде, нечем, поскольку в России производство аквакультуры занимает 0,2% от мирового уровня и не более 4% от добытых нашими рыбаками всех водных биоресурсов. Конечно, это мало. Так, при общемировом производстве рыбной продукции около 160 млн тонн на долю аквакультуры приходится почти 70 млн тонн, или 44%, и уже к 2017 году по прогнозам ООН эта доля увеличится до 50% и составит 90 млн тонн».
Зато экспорт рыбной продукции остался на прошлогоднем уровне. У зарубежных покупателей наиболее популярен российский минтай.
Обещанное правительством импортозамещение идет медленно. С начала года отечественное производство выросло всего на 5,7% до 1652,3 тыс. тонн. За счет Крыма в два раза увеличился вылов рыбы в Азово-Черноморской зоне промысла. Лидерами по добыче, по-прежнему, являются Дальневосточный и Северный бассейны.
«Импортная продукция, попавшая под эмбарго, составляет 46%, — заявил исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. — Естественно, такие виды, как лососевые, треска, селедка, лососевые, из-за удлинения логистического плеча и девальвации рубля подорожали в два раза. Об импортозамещении в нашей отрасли, на что надеялось правительство, говорить не приходится. Наоборот, в Мурманске и Калининграде из-за нехватки сырья закрылось несколько крупных предприятий по переработке. В целом компаниям не хватает оборотных средств, не говоря уж об инвестициях».