На парламентских слушаниях предполагалось обсудить тему повышения эффективности расходов федерального бюджета. Но как раз сейчас Минфин верстает проект бюджета на 2016–2018 годы, и накануне в правительстве прошло совещание, где говорили об основных направлениях бюджетной политики. Поэтому естественным образом разговор об эффективности свелся в основном к разговору о том, на чем можно экономить, а на чем — нет.
Спикер Сергей Нарышкин предостерег правительство от «незамысловатого секвестрирования бюджета на 5, 10 или 15%» и предоставил слово главе Минфина.
Проанализировав российскую историю последних десятилетий, Антон Силуанов открыл интересный закон: «темпы экономического роста прямо противоположны объему бюджетных расходов по отношению к ВВП». В кризис 1998 года, по его словам, доля бюджетных расходов резко сократилась, что открыло дорогу частным инвестициям. А вот в 2008–2009 годах «реакцией на кризис стал рост бюджетных расходов на социальные нужды и зарплаты, они вытеснили прибыль и инвестиции, и в итоге произошло серьезное сокращение экономического роста»...
Между прочим, президент Путин неоднократно хвастался тем, как ловко в кризис Россия повысила пенсии и зарплаты бюджетникам — в отличие от других стран.
За 7 лет расходы на социальную политику выросли с 9,1% до 14% ВВП, расходы на оборону — с 5,2% до 7,1% ВВП, продолжил глава Минфина. Теперь пришла пора делать выбор между «текущими расходами» и «производительными», инвестиционными. Но инвестиции, по его словам, «не должны генерировать рост текущих расходов»: не стоит увлекаться строительством социальных учреждений, потому что их потом придется содержать.
«По оценке экспертов, 50% граждан, получающих социальные выплаты, не нуждаются в них, а менее 50% нуждающихся получают помощь», — сказал министр и в очередной раз призвал перейти к распределению пособий по принципу «нуждаемости и адресности». С 2000 года траты на одного ученика в школе выросли в 4,6 раза, а качество образования снизилось, если верить рейтингам, и с расходами на вузы то же самое. В здравоохранении, по данным международных организаций, неэффективно используется треть расходов...
Татьяна Голикова продолжила «вечную» дискуссию о приоритетах в расходах. Из цифр, приведенных главой Счетной палаты, следовало: только работа по анализу неэффективных расходов и наведение порядка могут дать экономию почти 700 млрд рублей (это треть той дыры, которую пытается заткнуть в проекте бюджета г-н Силуанов). Например, значительная часть сделанных в 2010–2014 годах из федерального бюджета взносов в уставные капиталы 67 АО с государственным участием (Россельхозбанк, «РусГидро», «РОСНАНО» и др.) «в течение двух-трех лет не используется на цели, на которые были предназначены», а просто лежат на депозитах этих организаций в банках, и проценты от их размещения становятся собственностью компаний. «Происходит фактическое беспроцентное кредитование государством акционерных обществ», — сказала г-жа Голикова.
Глава Минтруда и социального развития Максим Топилин заявил, что почти все выплаты, установленные на федеральном уровне (инвалидам, семьям с детьми, Героям Труда, участникам боевых действий и т.д.), и без того «адресные». Их получают или за заслуги, или в связи с принадлежностью к какой-то категории. Но сэкономить, по его словам, можно на региональных льготах. А еще нужно дать властям субъектов РФ право «более динамично пересматривать критерии нуждаемости», исходя из которых выплачиваются субсидии и некоторые виды социальных пособий. Законопроект на эту тему Минтруда уже подготовило.
Хитрый политический ход, надо признать: гнев граждан, лишившихся пособий, будет направлен не на правительство или президента, а на губернатора...
Еще один многообещающий резерв, считает Минтруда, — усложнение процедуры получения звания «Ветеран труда».
Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ольга Баталина («ЕР») в своем выступлении сказала, что из СМИ узнала о предложении Минфина провести индексацию социальных обязательств «по сути, на абстрактную, экономически не обоснованную величину»: речь идет об индексации в 2016 году пенсий и социальных выплат на 5,5%, на 4,5% в 2017 году и на 4% в 2018 году, реальная инфляция существенно превысит эти показатели...
Помните, в начале года депутаты приняли закон, который отменял индексацию некоторых видов пособий в 2015 году и закреплял индексацию других пособий (кроме пенсий) на абстрактные 5,5%? Тогда говорилось, что в начале 2016 года будет проведена «доиндексация» этих пособий в рамках возможностей бюджета. «Доиндексации» ждать не стоит.