Бывший глава Минфина Алексей Кудрин второй день подряд на Петербургском форуме привлекает к себе внимание. И играет он на самой важной для страны вещи — углублении экономического кризиса.
«Рост может возобновиться к концу года, но статистически мы будем иметь падение ВВП в этом году — это кризис. Пока не стоит ждать улучшения ситуации к осени с точки зрения ситуации с доходами населения. Еще одно неприятное обстоятельство, которого не было даже в кризис 2008-2009 годов. Реальная зарплата уже сейчас упала на 10%, реальные доходы населения - на 4-5% По итогам года будет больше. Это существенное снижение жизненного уровня», — отметил Кудрин.
Нынешний министр финансов Антон Силуанов ему возразил. Он считает, что российская экономика перейдет к росту с начала 2016 года. «Мы видим, что стабилизируется инфляция, снижаются ставки, восстанавливается потребительский спрос. Мы надеемся что уже к началу следующего года мы перейдем к восстановлению экономического роста», — полагает Силуанов.
Более того, он уверен России начали доверять и западные инвесторы. «В конце прошлого года инвесторы затаились. Это было видно по резкому оттоку капитала ($140-150 млрд — «МК»), сокращению вложений в финансовые инструменты, а сейчас, наоборот, финансовый сектор растет. Это видно по спросу на госбумаги, в том числе со стороны иностранцев, который превышает предложение в три-шесть раз», — отметил он.
Его поддержал министр экономического развития Алексеq Улюкаев. «Рецессия в российской экономике завершится в IV квартале, после чего начнется восстановительный рост. По итогам I квартала ВВП упал на 2,3%. Падение ВВП во II и III кварталах составит по 3,5-4%, а в IV — замедлится до 2%», — рассказал Улюкаев.
Кто же прав в этом споре — углубляется или замедляется кризис в России — «МК» спросил у своих экспертов, в том числе и тех, кто непосредственно участвовал в работе Петербургском экономическом форуме.
ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Рамазан АБДУЛАТИПОВ, глава Дагестана:
«Самое главное, чтобы у Кудрина лучшее было впереди».
Владимир МАУ, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ:
«Никто не знает, наступит ли ухудшение для российской экономики или этого не произойдет. Естественно, риски сохраняются. Спад в III квартале будет примерно таким же, как и во II, а может и больше. Дальше все будет зависеть от экономической политики».
Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:
«Мне кажется Алексей Кудрин давно соскучился по практической работе. После отставки он долгое время пребывал в тени, но начиная с начала 2015 года начал активно участвовать в политической жизни страны в качестве некого гуру. Причем, я это говорю, без доли иронии.
В принципе, вещи, которые он озвучил на Санкт-Петербургском форуме бесспорны, дело в более в жесткой риторике, которую Кудрин, как независимый эксперт может себе позволить, а власть нет. Главный его посыл, обращенный к самому главному начальнику, сводиться к следующему: стране нужны структурные реформы, а нынешнее правительство это сделать не в состоянии. Намек более чем понятен, а на меньшее, Кудрин, как сказано в одной известной песне, не согласен».
Михаил БЕЛЯЕВ, главный экономист Института фондового рынка и управления, руководитель банковской секции ФинПотребСоюза:
«Если ничего не делать и продолжать бесстрастно смотреть на экономику, не предпринимая ни каких усилий по ее развитию, то возможно мы увидим такие негативные результаты, которые предрекает Алексей Кудрин. Но это не в наших интересах. Сейчас тот случай, когда такие признаки, как напряжение на рынке труда, снижение реальных доходов населения, не совсем свидетельствуют о тех качественных сдвигах, которые идут в глубинах экономики. В частности, в агарном секторе, в военно-промышленном комплексе. Кроме того, в последнее время в позитивную сторону сдвинулась занятость, а также все-таки затормозилась инфляция. Другими словами, внутренних мощных факторов генерирующих рост цен уже нет. Если бы нас к осени ждал апокалиптический сценарий, то мы бы уже сейчас ощутили разгон инфляции. Но раз мы его не наблюдаем, то говорить о катастрофических сценариях не стоит. Повторюсь, если опять строить одни лишь устрашающие прогнозы, то это в итоге и произойдет».
Наталья САМОЙЛОВА, руководитель инвестиционного департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ»:
«В российской экономике действительно всё очень печально. Совершенно согласна с заявлением Кудрина о падении реальных доходов и заработной платы. Во-первых, реальная зарплата уже сейчас упала на 10%, а во-вторых — реальные доходы населения сократились на 4-5%. И то и другое опирается на солидную статистическую базу. Осенью экономике точно не будет легче, чем сейчас. В будущем настанет полноценный кризис. Рост будет возобновлён только к концу года, и то ещё неизвестно, какими именно темпами. По итогам года, нас ждёт снижение всех мыслимых социальных расходов и жизненного уровня, а также расширение безработицы. Я бы не гарантировала возобновление роста экономики. Если раньше жаловались на то, что в российской экономике сложно найти работу, то теперь в основном проблемы с поиском работников. Кадровый голод намного страшнее отсутствия импортозамещения, потому что кадры решают всё, и в частности — влияют на способность экономики к росту».
Руслан Смирнов руководитель проекта инвестиции101.ру
«У российской экономики действительно очень тяжелое положение, что видно не только на примере рынка труда, о котором говорил Кудрин, но и по снижению объемов выпуска промышленной продукции, несмотря на крайне привлекательный для производственников курс рубля. Для современной России очень типично поиск драйверов роста в масштабных проектах, финансируемых государством, что крайне неэффективно, и реальных перспектив у российской экономики сейчас действительно не прослеживается.
Повышение пенсионного возраста - это фактически неизбежная мера. На данный момент мы подходим к моменту, когда на пенсию выходят бейби-бумеры послевоенных лет, а в трудоспособном возрасте оказывается поколение родившихся в 90е, когда наблюдался демографический провал. Это создает колоссальный дисбаланс в пенсионной системе, и без увеличения пенсионного возраста федеральный бюджет просто не сможет обеспечить необходимый уровень финансирования.
К концу года Россию ждет переход к стагнации. Если на сырьевых рынка не произойдет чего-то экстраординарного и цены на нефть не выйдут в фазу роста, что крайне маловероятно, по итогам 2015 года падение ВВП составит 2,5-3%, по итогам 2016 - в диапазоне от минус 0,5-0%».
Павел ЩИПАНОВ, руководитель аналитического отдела Romanov Capital:
«Да действительно наибольшие потери наблюдаются в секторах промышленного производства, в котором с мая 2014 года за последние 12 месяцев произошло снижения объема на 5.5%, и инвестиционной сфере, где сократился объем прямого финансирования проектов из-за сокращения объема доступного финансирования, произошедшего после повышения ключевой процентной ставки до 17% в конце декабря 2014 года. Наиболее показательным для понимания сокращение темпов роста экономики станет снижение ВВП на 2.2% в 1 квартале 2015 года после увеличения в последнем квартале ушедшего года на 0.4%. Стоит ожидать продолжения снижения экономических показателей и во втором полугодии 2015 года, хотя это уже будут номинальные данные. Наши прогнозы предполагают начало восстановления экономики от последствий кризиса в 4 квартале 2015 – 1 полугодии 2016 года. Сокращение ключевой ставки ЦБ в район 10% приведет к увеличению объемов финансирования проектов по строительству, запуску новых предприятий, увеличению внутреннего и зарубежного товарооборота, сокращению количества безработных, заключению договоров об инвестициях. Все эти и другие факторы будут способствовать началу восстановления экономического роста, уверенную динамику которого в итоге мы увидим только в 2017 году»