Китай берет Сибирь в аренду. Только начало?

Где правда, а где вымысел в сообщениях о «продаже Родины»

Новость о том, что правительство Забайкальского края сдало в аренду китайской сельхозкомпании 115 тысяч га земли сроком на 49 лет, вызвала настоящий ажиотаж в СМИ. Информацию об этом с утра растиражировали несколько радиостанций и интернет-порталов. Настрой сообщений — панический. А комментарии к ним — и того краше. Общий смысл таков: «ползучая экспансия Китая в Россию началась», «Родину продают по кускам»…

Где правда, а где вымысел в сообщениях о «продаже Родины»
В Подмосковье китайцы уже несколько лет растят помидоры. Прошлым летом корреспондент «МК» наведывался к ним в гости.

Забайкальские информагентства уделили событию не слишком много места и подали его сугубо в информационном ключе. По сообщениям местной прессы, китайская компания «Хуаэ Синьбан», которая находится в провинции Чжэцзян, подписала с правительством Забайкальского края договор о передаче в аренду 115 тысяч га земли на 49 лет. Китайцы будут выращивать там рапс и другие сельхозкультуры.

Объем китайских инвестиций должен составить около 24 миллиардов рублей. Среди условий договора — не только передача в аренду этих земель, но затем, в случае успешной работы в течение трех лет, еще 200 тысяч гектаров. При этом журналисты ссылаются на китайскую газету «Жэньминь жибао», которая и обнародовала новость. «Пустошь находится в Забайкалье, протяженность его общей границы с югом и юго-востоком Китая и Монголией составляет 1500 км. По объявленным расчетам, аренда залежных земель и пастбищ составит 250 рублей за гектар в год, общая сумма за 49 лет составит 176 млн юаней(около 28 млн долларов)», — сообщает китайская газета.

Вообще-то, китайцы давно и усердно осваивают сибирские и дальневосточные земли. Еще в конце 2009 года президент Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили программы сотрудничества между приграничными регионами России и КНР на 2009—2018 годы. После этого практика передачи пустующих земель в аренду китайцам стала в регионе довольно распространенной. Например, в Еврейской автономной области и Хабаровском крае китайские селяне арендуют около 426,6 тысяч га земли под выращивание сои, риса и овощей. Местные власти пока проблем в этом не видят. По их словам, китайцы завозят сюда свою технику, привлекают своих рабочих. Но нашествием пока это назвать трудно: например, за все минувшие годы к обработке этих земель в регионе было привлечено 2,5 тысячи китайцев. Гражданства России никто из них за это время не попросил.

Однако ряд политиков все же полагает, что, арендуя землю, китайцы преследуют далеко идущие цели. Например, депутат Госдумы от Забайкалья и Амурской области Владимир Поздняков сообщил обеспокоенным СМИ, что Китай хочет забрать российскую территорию до Урала. В качестве доказательства этой версии некоторые даже приводят слова какого-то сибирского шамана: «И придет на нашу землю враг безоружный, да захватит земли до самых гор больших, и падет огромное державие... исчезнет мир многоликий, станет брат похож на брата».

Дабы подчеркнуть апокалиптичность происходящего, ряд СМИ даже вспомнил декабрьское выступление экс-руководителя «Российской газеты», русского националиста Бориса Миронова, где тот обвинял руководство России в сдаче Китаю 4 млн га земли в Забайкальском крае: 2 миллиона гектаров в Тунгиро-Олекминском районе, более 900 тысяч гектаров в Могочинском районе, 500 тысяч гектаров — в Сретенском и по 300 тысяч гектаров в Газимуро-Заводском и Красночикойском районах. «Это полтора Крыма!» — возмущался Миронов.

Договоренности о передаче Китаю в аренду двух миллионов гектаров леса в Тунгиро-Олекминском районе в рамках приоритетного федерального проекта по строительству Амазарского целлюлозного комбината действительно есть. Правда, правом аренды китайцы смогут воспользоваться лишь в 2017 году. Да и то не факт, что воспользуются… Во-первых, местное население протестует против передачи лесных массивов, которые являются охотничьими угодьями коренных народов. А во-вторых, сами китайцы не спешат вступать «в права». В октябре прошлого года именно китайская сторона расторгла договор аренды на те самые 900 тысяч гектаров в Могочинском районе. По их мнению, древесина там некачественная. А по словам лесников Тунгиро-Олекминского района, китайцам, которые приезжали изучать угодья, планируемые к сдаче в этом районе, «лес не понравился». Значит, и там могут отказаться от аренды. Так что, вполне возможно, господин Миронов паникует зря.

Некоторые интернет-журналисты в качестве доказательства злонамеренности китайской стороны привели слова старшего советника Китайского института международных стратегических исследований Ван Хайюня. Якобы он в своей статье в газете «Хуаньцю шибао» заявил следующее: «Если юридически не решить вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве с китайскими сельскохозяйственными предприятиями не может быть и речи». То есть — ждите нашествия. Как говорится, каждый видит то, что хочет. Ведь в продолжение этих слов Ван Хайюнь пишет: «Стороны могут путем двусторонних консультаций создать стандарты управления упорядоченным потоком рабочей силы. Таким образом, проблема беспокойства России по поводу пребывания граждан КНР на ее территории будет решена». И еще одна фраза из его статьи: «Необходимо полностью искоренить абсурдные заявления о том, что «Китай, расширяя сельхозсотрудничество с Россией, на самом деле пытается по-тихому расширяться». Внешнее расширение не совпадает с культурными традициями КНР и тем более с ее политикой по отношению к РФ. Это — провокация враждебных сил, направленная на ухудшение наших отношений с Москвой».

Понятно, что политики говорят только то, что им выгодно. Так же, как и интернет-издания подхватывают и разносят новость, превращая ее в «тренд международного масштаба». Например, больше чем уверена, что новость про 115 тысяч га забайкальской земли увязали с полугодичной давности высказываниями Бориса Миронова именно потому, что он сравнил ситуацию с Крымом. Два года назад те же комментаторы возмущались по поводу того, что Украина отдала китайцам в аренду 3 млн га земли. «Это же 5% территорий страны, сравнимых с одной Бельгией», — писали тогда. На тех землях китайцев сейчас нет, зато есть боевые действия.

Вопросы с арендой российской земли китайскими производителями, конечно, есть. И их немало. Использование пестицидов, бесконтрольная вырубка лесов, уничтожение животного мира на арендуемых территориях… Только криками: «Караул! Родину продали!» — ситуацию не решишь.

Руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН Андрей Виноградов рассказал, так ли страшна «китайская экспансия», как ее малюют.

— Во-первых, практика сдачи земли китайским производителям — довольно распространенная. Как у нас в России, так и в целом ряде других стран. На Украине, например. С точки зрения хозяйственных отношений в этом нет ничего предосудительного. Есть выгода с одной стороны, выгода — с другой. Что касается безопасного использования земли — это должно обеспечить наше государство. У нас есть законодательство, нужно просто наладить работу, которая бы следила за соответствием китайской эксплуатации земель нашим нормативам. Мы же думаем о правилах, когда землю обрабатывают наши российские компании. То же самое должно применяться и к китайским арендаторам. Что касается опасений, связанных с тем, что земли потом отойдут к Китаю, — с точки зрения правомочности это надуманный вопрос. Здесь тоже многое зависит от нас. Если у нас будет нормальная, сильная страна, которая сможет обеспечить суверенитет, то и вопросов не возникнет. Так что это сугубо хозяйственные связи, в которых ничего страшного я не вижу.

СПРАВКА «МК»

Аренда земли компаниями одной страны на территории другой — достаточно распространенная практика последних лет, особенно среди ближне- и дальневосточных государств.

Так, в 2008 году издание The Financial Times, на раскрывая подробностей сделки, сообщило о том, что известная южнокорейская компания взяла в аренду на 99 лет 1,3 млн гектаров пахотных земель на Мадагаскаре — с целью выращивания там кукурузы.

По данным арабских СМИ, несколько компаний из Объединенных Арабских Эмиратов арендовали (либо же приобрели) уже более 17 тысяч гектаров в Пакистане — также для сельхознужд, с целью последующего экспорта продовольствия в ОАЭ.

Известно и о подобных планах со стороны Саудовской Аравии. Сферы интересов саудовцев обширны: это и Вьетнам, и Австралия, и Египет. Впрочем, пока трудно сказать, на какой стадии находятся переговоры с конкретными странами.

В 2009 году канадское издание The Globe and Mail сообщило о том, что Китай взял в долгосрочную аренду почти 3 млн гектаров земель в Конго — для производства пальмового масла.

Что же касается российских земель, то интерес к ним уже проявляла Северная Корея. В ноябре прошлого года замминистра сельского хозяйства КНДР Го Мен Хи после встречи с министром сельского хозяйства Хабаровского края Александром Яцем заявил о достижении предварительной договоренности о предоставлении северокорейской стороне в аренду более 10 тысяч гектаров земли в Приамурье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26835 от 17 июня 2015

Заголовок в газете: Китай берет Сибирь в аренду?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру