Европа, защищая Украину, наступает на собственные грабли. Особенно в газовом вопросе. В прошлом году транзит российского «голубого топлива» через Незалежную в Европу составил 86 млрд кубов. Еще недавно его объем был на уровне 110–120 млрд.
Украина была и является самым сомнительным партнером России. В отсутствие средств на закупку сырья Киев неоднократно грозил Москве несанкционированным отбором газа из транзитной трубы. И реализовывал угрозы на практике. Такое было в 2006 году, когда «Нафтогазом» были снижены поставки в Польшу до 30% от закупленных объемов, и в 2009 году, в январе которого Россия полностью перекрыла поставки на Украину, а та залезла в европейскую трубу, чем лишила Европу большей части российского газа.
Проблему решали «на коленке». Украина выпрашивала преференции со стороны Запада (кредиты или обещания получить их) либо от России — в качестве скидок или рефинансирования долгов.
«Северный поток» частично решил проблему — через этот маршрут Россия могла бы поставлять в обход Украины 55 млрд кубов. Сейчас он заполнен наполовину, но по крайней мере работает. Еще один проект — «Южный поток» — помог бы полностью отказаться от украинских труб. Но после эскалации конфликта России с Украиной и Западом Кремль от него отказался. Решили расширять трубу в Турцию, которая после Германии является крупнейшим покупателем российского газа.
Этот проект — «Турецкий поток» — вызывает много нареканий. Анкара то подтверждает его строительство, то выражает сомнения в его необходимости. «Нельзя сказать, что Турция станет таким же нестабильным партнером, как и Украина. Но воспользоваться положением она способна. После начала эксплуатации существующего маршрута «Голубой поток» в 2003 году Анкара, обнаружив пробел в соглашении с Россией, добилась от «Газпрома» скидок. Сейчас такое вряд ли возможно, но «тянуть одеяло» на себя Турция продолжит», — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Стоит отметить, что при создании газового хаба в этой стране Россия сможет продолжить поставки газа в Западную Европу (в обход Украины) и увеличить экспорт, например, в Грецию.
Диверсификация поставок из России — это не только устранение Украины из экспортного маршрута. Это газопроводы «Алтай» и «Сила Сибири» в Азию. По ним к 2020 году можно будет транспортировать до 80 млрд кубов в год. В 2010 году добыча собственного газа в Китае составила 94 млрд, потребление — 106 млрд. При этом потребление растет, опережая внутренние возможности. По прогнозам, потребность Поднебесной к 2020 году составит 300–400 млрд. России по силам наладить азиатские поставки не только за счет новых месторождений Восточной Сибири, но и переориентировав на этот маршрут традиционные провинции Западной Сибири.
Неудивительно, что Александр Медведев говорит о европейском дефиците газа примерно в 80 млрд кубов к тому же сроку. Собственные ресурсы Европы истощаются. Поставки сланцевого сырья из США находятся под вопросом — все будет зависеть от рентабельности транспортировки за океан. При нынешних ценах на энергоресурсы это невыгодно.
Альтернативные проекты, так называемый «Южный коридор» (два газопровода — Трансанатолийский из Азербайджана и Трансадриатический — из Ирана), не покроют топливного дефицита Европы. Поэтому нынешние угрозы России в адрес Брюсселя не только экономически оправданны, но и вполне осуществимы.