Как уже сообщал «МК», чересчур сильная национальная валюта не выгодна ни ЦБ, ни правительству, ни реальному сектору (только рядовым потребителям). Однако нестабильность также вредна.
Поэтому не случайно, что с 13 мая ЦБ ежедневно скупал до $200 млн для пополнения золотовалютных резервов и дополнительно накопил, по словам Набиуллиной, более $3 млрд. Однако с 8 июня объем закупок ограничен $131 млн. По словам первого заместителя председателя ЦБ Ксении Юдаевой, это стало необходимым из-за слишком «большой волатильности рубля». Кстати, по оценке Набиуллиной, в прошлом году на поддержку курса рубля ЦБ потратил $83,5 млрд (хотя сокращение ЗВР произошло на гораздо большую сумму и по другим причинам).
Почему же «деревянный» столь нестабилен? Выступая перед депутатами, Набиуллина объяснила это двумя явлениями — внешним и внутренним: «Более волатильным» стал весь мир». Таких скачков курсов доллара к евро никогда не происходило. То же самое с ценами на нефть. Чисто российский фактор сопряжен с той же нефтью, западными санкциями и, как самокритично признала Набиуллина, с «плавающим курсом рубля», введенным в ноябре прошлого года, к которому он не сразу приспособился. Правда, при этом глава ЦБ отметила, что прыжки котировок черного золота значительно превосходят скачки рубля.
В прогнозах на будущее Набиуллина оптимистична: нестабильность валютных курсов будет снижаться. При этом глава Банка России предупредила реальный сектор, что определенная валютная нестабильность сохранится довольно продолжительное время и необходимо страховать свои риски, что уже давно делают на Западе.
Точку в обсуждении о наилучшем курсе российской валюты поставил депутат Госдумы Александр Тарнавский, который напомнил, что бюджет рассчитан исходя из 61,5 руб. за доллар. Значит, таким курс и должен быть.
Впрочем, большинство граждан волнует не сам курс, а непрекращающийся рост цен. Так, в 2014 году мы получили не прогнозируемые ранее тем же ЦБ 5% инфляции, а все 11,4%. За 5 месяцев этого года цены выросли на 8,3%. Правда, месяц от месяца темпы инфляции падают. «Недельная инфляция уже шесть недель держится на уровне 0,1%. По нашей оценке, пик инфляции мы прошли, прогнозируем ее заметное снижение в дальнейшем, но риски тем не менее для инфляции существуют», — отметила Набиуллина.
Глава ЦБ объяснила, почему инфляция так резко скакнула в конце прошлого — начале этого года. Одну треть удара нанесли западные санкции, две трети — ослабление курса рубля (впрочем, и на нашу валюту подействовали экономические ограничения).
Набиуллина назвала 5 мер, которые позволяют снижать темпы инфляции. Первая — все тот же «плавающий» курс рубля. Вторая — резкое повышение ключевой ставки 16 декабря 2014 года (с 10,5% до 17%). Правда, как подчеркнула Набиуллина, ЦБ уже трижды снижал ключевую ставку, и, скорее всего, продолжит это делать. Решение об очередном снижении может быть принято на заседании совета директоров Банка России в середине июня.
Третья мера — нестандартные инструменты поддержки валютного рынка. Так называемые валютные РЕПО, когда доллары и евро не продаются банкам, а даются в долг. То есть потом возвращаются в ЗВР. Правда, эти операции в последнее время начали ограничивать из-за нормализации валютной ситуации. Четвертая мера — работа с экспортерами. Необходимо, чтобы они стабильно продавали валюту и покупали рубли. Пятая — само по себе укрепление рубля, которое мы наблюдали практически все первое полугодие.
По словам Набиуллиной, риск дальнейшего повышения цен все же существуют: во-первых, может сыграть геополитический фактор, прежде всего падение цен на нефть, а во-вторых, внутренний — слишком высокий рост тарифов естественных монополий, который может вызвать «двойной негативный эффект»: рост темпов все той же инфляции и увеличение издержек предприятий. В любом случае Набиуллина подтвердила два ключевых ориентира ЦБ: инфляция не более 4% в год и ЗВР на уровне $500 млрд.