— Чем обусловлена разработка такого закона?
— В последнее время мы отмечаем резкий рост неплатежей в топливно-энергетической отрасли. Не платят в том числе и из-за пробелов в законодательстве. У нас сумма долга по стране за потребляемые ресурсы: воду, тепло, газ, электроэнергию — по самым скромным оценкам, превышает 800 млрд рублей. Сумма долга только за электроэнергию свыше 200 млрд рублей, что сопоставимо с инвестиционной программой всего сетевого комплекса за год, за газ — превышает 160 млрд рублей. За тепло — как минимум порядка четырехсот миллиардов рублей. Это я называю достаточно оптимистичные цифры. Плюс есть еще так называемые сопутствующие долги: на оптовом рынке — около 50 млрд рублей, задолженность перед сетевыми компаниями — порядка 100 млрд рублей. Прибавим к этому несколько десятков миллиардов рублей долгов за воду — эту цифру называют коллеги-коммунальщики, — и становится очевидным, что решение проблемы требует безотлагательных мер.
— Речь идет о долгах населения или компаний?
— Законопроект, подготовленный Минэнерго России, в первую очередь направлен на потребителей — юридических лиц, которые злоупотребляют своим положением. Дело в том, что у нас есть определенные категории потребителей, выполняющих специальные функции, которых нельзя ограничить либо в силу закона, либо в силу их технологических особенностей. Также к этой категории относятся потребители, которые связаны с выполнением государственных функций, например, Министерство обороны, органы правопорядка. Мы не можем ограничивать подачу ресурсов в исправительно-трудовые учреждения, отдельные предприятия, приостановка деятельности которых может обернуться серьезными последствиями, например, для экологии.
Пользуясь своим особым статусом, подобного рода потребители стали накапливать огромные долги. Например, в Волгограде есть предприятие, которое три года совсем не платило за ресурсы и накопило задолженность свыше 10 млрд рублей. И закон в первую очередь направлен на подобного рода неплательщиков.
Также мы столкнулись с ситуацией, когда собственники отдельных предприятий, таких как системы теплоснабжения, водоканалы, сдают вверенные им объекты в аренду сроком до одного года. Арендаторы накапливают долги за потребляемые ресурсы, которые «переходят в наследство» ресурсоснабжающей организации. Затем это имущество передается в аренду уже новому предприятию, и такие цепочки могут продолжаться до бесконечности. Привожу пример: водоканал в городе Кизел в Пермской области, 35 тыс населения. Имущество водоканала, таким образом, переходило из рук в руки 11 раз, долг достиг 220 млн рублей. Примечательно, что все это время руководители и учредители этого предприятия почти не менялись: фамилии одни и те же.
Таких примеров по стране — тысячи, и чаще всего отдают свои объекты подобного рода фирмам муниципальные предприятия. Как только накапливается какая-то сумма долга, с предприятием расторгается договор, а в результате мы имеем колоссальные неплатежи. Причем предусмотренные законом пени за просрочку не являются действенной мерой. Сегодня ставка по кредиту варьируется от 20% до 28%, а неустойка за несвоевременную оплату в два с половиной раза меньше. Поэтому недобросовестные потребители фактически кредитуются за счет ресурсоснабжающих организаций.
— Какие меры предусмотрены в законе?
— Наша основная цель — помешать накапливать задолженность так называемым неотключаемым предприятиям. Вторая задача — поставить барьер на пути подобного рода схем по передаче имущества в аренду. И третье — внедрить механизм, который обязывал бы потребителей ресурсов своевременно платить по счетам.
Каким образом это реализовать? Для «неотключаемых» потребителей мы предлагаем ввести институты обеспечения исполнения обязательств. На практике это означает, что в случае неоплаты ресурсов в течение двух расчетных периодов подобного рода организации — мы должны зафиксировать, что они являются неотключаемыми, решения о внесении в соответствующий список принимаются на уровне соответствующего субъекта Федерации, — будут обязаны представить обеспечение. В первую очередь мы предполагаем, что они будут обязаны представить финансовую гарантию. Если у ресурсоснабжающей организации нет возможности их получить, то может быть представлен другой вид обеспечения, предусмотренный действующим законодательством: залог, страховка, поручительство и т.д. Если же подобного рода обязательство не будет представлено, то на руководителя компании или на юридическое лицо может быть наложено административное взыскание. Вместе с тем хочу подчеркнуть, что о полной остановке предприятия речи не идет.
Что касается мошеннических схем при передаче имущества в аренду, мы предлагаем в случае, если предприятие допускало подобного рода неплатежи, последующая передача его имущества в аренду может происходить только при представлении новым арендатором финансовой гарантии на оплату ресурсов. Другими словами, на «пустышку» договор оформлен быть не может.
Аналогичные требования мы вносим в закон о концессионных соглашениях, чтобы платежи за энергоресурсы являлись одним из существенных условий заключения договора концессии.
Еще одна мера борьбы с неплатежами — увеличение размера пени для потребителей, у которых есть деньги, но они просто-напросто не желают своевременно платить.
— Какой уровень ставки предполагается для них в законе?
— Для коммунальных предприятий, которые работают с населением, 1/170 на первый месяц просрочки. Если обязательства не исполняются в течение этого месяца, то все последующие месяцы начинает действовать 1/130. Для остальных юридических лиц 1/130 с первого дня просрочки.
— Предполагается ли увеличение размера штрафа для населения?
— Да, ставка для населения предусмотрена на уровне 1/130, которая применяется на все виды коммунальных услуг. Однако в законе есть одна оговорка: ставка применяется по истечении одного месяца неоплаты. Другими словами, предусмотрен льготный период, есть один месяц, чтобы оплатить счет без дополнительных штрафов.
— А не случится ли так, что рост пени водоканалы и сети будут закладывать в тарифы для населения?
— Нет. В соответствии с действующим законодательством, если потребитель заплатил неустойку за несвоевременную плату, она не включается в тарифы. Это жестко везде прописано. Если подобное произойдет — это будет нарушением закона.
Кстати, влияние неплатежей на тарифы — очень интересная тема. Ресурсоснабжающие организации, для того чтобы рассчитаться с другими поставщиками, вынуждены брать кредит, а проценты по кредитам включаются в тариф. Это мы с вами — вы, я — платим за то, что какой-то потребитель своевременно не платит за электроэнергию, газ, тепло, воду. Поэтому чем лучше мы платим, тем меньше возможностей к росту тарифа на эту составляющую.
— А почему именно сейчас Минэнерго России организовало кампанию по борьбе с неплательщиками? Десять лет копили долги, а за один вечер сели и придумали закон?
— На самом деле ситуация с долгами всегда была достаточно напряженной, но за последние 2–3 года уровень злоупотреблений уже превысил все разумные пределы.
Не исключено, что предлагаемые меры кому-то могут показаться достаточно жесткими, но цифры, которые я называл ранее, — сотни миллиардов рублей — не оставляют иллюзий. Тем более что ТЭК является основой нашей экономики. Энергия — товар номер один. Не будет света, тепла, воды, газа — экономика встанет, жизнь остановится. И, на мой взгляд, ТЭК, ресурсоснабжающие организации уже не могут оставаться коровой, которую мало кормят и много доят.