За первые пять месяцев 2015 года инфляция набрала 8,3% (для сравнения, в 2014 году в первые пять месяцев инфляция составила 4,2%). Но есть и повод для оптимизма. По оценкам Минэкономразвития, среднегодовая инфляция в нашей стране замедлилась до 15,7%. По итогам 2015 года может она может оказаться ниже 11%.
Однако положение российской экономики далеко от выздоровления. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, еще преждевременно говорить о том, что все кризисные явления миновали: «Текущие показатели экономики оказались лучше ожиданий экономистов, которые высказывались в самые напряженные моменты прошлого года, но при этом я считаю, преждевременно говорить о том, что все кризисные явления миновали. Риски смягчились, но, по сути, остались теми же самыми, и мы это должны это осознавать». Вместе с этим, по ее словам, «в начале года наблюдался резкий рост инфляции и сползание в рецессию».
Рост продуктовых цен снизился в годовом выражении с 21,9% до 20,2%. С одной стороны, по итогам мая подешевели свежие огурцы — на 15,5%, помидоры — на 13,7%, виноград, бананы, апельсины и чеснок — на 4,4–6,6%, груши — на 1,8%. Но в то же время цены на свеклу, морковь и лимоны выросли на 11,3–16,3%, картофель, репчатый лук, белокочанную свежую капусту — на 4,1–8,8%, яблоки и сухофрукты — на 3,8 и 2,8% соответственно.
Владимир Путин назвал высокую инфляцию «ахиллесовой пятой» России. У каждой страны свои проблемы, и для России это высокая инфляция.
Причин ее несколько. Во-первых, высокая конечная ставка ЦБ для реального сектора (ключевая ставка 12,5% — это для частных банков, для реального сектора гораздо дороже).
Во-вторых, высокая степень монопольного произвола. Ежегодный рост монопольных тарифов на электро и тепло-энергию разгоняет рост цен прямо пропорционально величине задираемых газовых тарифов по всей производственно-торговой цепочке страны, делая отечественные товары все более неконкурентоспособными даже на фоне дешевеющего импорта.
В-третьих, налоговое бремя. Косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, пошлины и другие поборы на отпускную стоимость почти всех товаров и услуг непосредственно увеличивают инфляцию, поскольку ни один процент этих налоговых ставок не является товарно-обеспеченным.
Затем, высокая коррупция. По оценке независимых источников объем только зарегистрированных взяток в России достигает $300 млрд в год.
Возможно, необходимо прислушаться к словам экс-министра финансов Алексея Кудрина. Он утверждает, что необходимо смена курса — замена нынешней экономической модели спроса, основанной на продаже сырья, на модель предложения, подразумевающую рост инновационных инвестиций.
Для этого нужны структурные экономические и политические реформы. Их список давно известен. Нужно ограничить коррупцию, реформировать судебную систему, защитить собственность, обеспечить стабильность налоговой системы. Самое главное, ограничить и даже сократить государственную собственность в экономике.