В очередной раз шаги по обеспечению деофшоризации экономики России были предприняты в ноябре 2014 года. Сначала был принят закон о налогообложении контролируемых иностранных компаний (закон о КИКах), который обязал бизнесменов уведомлять об участии в иностранных компаниях. По нему предприниматели обязаны направлять налоговикам уведомление об участии в иностранных организациях и контролируемых ими иностранных компаниях, а также представлять налоговую декларацию. Документ должен вступить в силу с 1 июня 2015 года.
Бизнес-сообщество встретило закон о КИКах в штыки. Дело в том, что уход в «тихие налоговые гавани» объяснялся не только стремлением сократить фискальную нагрузку, но и желанием избежать внимания со стороны силовых структур. Кроме того, офшорные компании получали возможность в судах с иностранными контрагентами пользоваться англосаксонским правом, что ставило их на равных со своими оппонентами.
Закон о КИКах вынуждал бизнесменов, с одной стороны, доплачивать налоги в России, с другой — фактически раздевал их перед силовыми структурами. Тогда бизнес-омбудсмен Борис Титов попросил Владимира Путина найти компромисс. В начале 2015 года глава государства в Послании Федеральному собранию предложил разработать закон об амнистии капиталов. Суть его в следующем. Предпринимателям и физлицам дают возможность задекларировать имущество за рубежом, не платя налогов и других денежных компенсаций. Они также освобождались от уголовного преследования, если только это не прямая коррупция и отмывание денег на финансирование терроризма и продажу наркотиков.
Привлекательность закона очевидна. Львиная доля наших предприятий записана не на реальных, а на номинальных владельцев. В условиях санкций у Запада появилась возможность отбора этой собственности. За счет закона бизнесмены получали защиту государства.
Также в законопроект были внесены поправки, перечислявшие статьи, по которым декларант освобождался от налогов. Как и предлагал президент, человек, декларирующий активы в рамках амнистии, не должен возмещать ущерб государству. Правда, эта поправка касается капиталов и операций с активами, осуществленных до 1 января 2015 года.
Другая поправка касается допроса налоговиков. Согласно ей в УПК вносится положение, по которому специалисты фискальных органов, получающие доступ к декларациям в рамках амнистии, не могут быть вызваны на допрос в связи с информацией, указанной в декларациях.
В Госдуме и правительстве считают, что оба закона будут стимулировать бизнесменов и физлиц к регистрации зарубежной собственности на родине и их выводу в Россию. По оценке экспертов, в офшорах находятся корпоративные и личные капиталы россиян на сумму в $1,2 трлн. Если вернется не меньше трети, то это станет успехом. Впрочем, авторы закона полагают, что дело не в суммах, а в легитимизации нашего бизнеса в России и за рубежом. Это обезопасит от санкций.
Однако пока оценить успешность этого проекта не берется ни один эксперт. Российские бизнесмены с трудом доверяют власти. Законы о КИКах и об амнистии капиталов окажутся эффективными, если будут работать вместе. В ином случае есть риск появления непредвиденных коллизий.
Такие либеральные меры неизбежно упираются «в моральный облик» властей предержащих — бизнесмен может стать заложником чиновника. Методы коррупционной наживы самые разнообразные, например, вымогательство взятки под угрозой неприменения амнистии из-за ее формального несоответствия положениям закона.