Пять советов начинающим микрозаемщикам

Кредитные лилипуты

Спрос на микрокредиты растет не по дням, а по часам. Заемщиков не смущает высокая цена вопроса: ведь большинству из них путь в банк заказан. «ЭВ» разбирался, в чем заключается секрет успеха российских микрофинансовых компаний и о каких секретах нужно знать потенциальному заемщику.

Кредитные лилипуты

Кризис не помеха

Рынок микрофинансовых организацией (МФО) развивается бешеными темпами. Как рассказывает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков, по итогам I квартала 2015 года в банковском секторе сокращение выдач новых необеспеченных кредитов по сравнению аналогичным периодом 2014 года составило порядка 50%, в то время как в секторе МФО наблюдался рост более 40%. Получается, что рынку микрозаймов кризис не помеха.

По словам замгендиректора по развитию бизнеса компании «МигКредит» Динары Юнусовой, в России зарегистрировано более 3000 МФО. «Причем с начала года реестр пополнило 180 новых компаний, а среди исключенных из реестра числится уже около 2500 компаний, среди которых 500 были исключены в 2015 году», — отметила руководитель сектора аналитики кредитных продуктов портала «Банки.ру» Елена Сударикова.

Чем же занимаются МФО? «Мы помогаем в решении повседневных финансовых вопросов обычным россиянам, которые по тем или иным причинам получили отказы в банках. При получении займа не требуется представление справки по форме 2-НДФЛ, а скорость рассмотрения заявки не отнимает много времени», — рассказывает Юнусова. «Мы выдаем деньги быстро и не просим представить большой пакет документов, нужен лишь паспорт. Это позволяет большей части населения получить доступ к заемным средствам, ранее недоступным в силу различных причин. Речь идет о порядка 70% жителей страны», — подчеркивает главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.

По словам Волкова, розничным заемщикам МФО выдают два основных типа займов: микрозаймы и потребительские займы. Микрозаймы выдаются на небольшой срок (несколько недель), средний размер — 20 тыс. руб., потребительские займы, необеспеченные нецелевые кредиты — наличными со средней суммой 31,5 тыс. руб.

Казалось бы, между резким снижением темпов кредитования в сегменте банковских потребкредитов наличными и стремительным ростом рынка микрозаймов существует очевидная взаимосвязь. Но «микрофинансисты» не совсем согласны с этой логикой. «Банковские клиенты не хотят брать деньги с двойной переплатой, кроме того, микрофинансовый сектор, как правило, располагает куда меньшими суммами, чем требуется банковским заемщикам», — рассуждает Бахвалов. По оценке гендиректора сервиса онлайн-микрофинансирования, MoneyMan Бориса Батина, пересечение клиентов МФО и банков составляет не более 20%.

Рабочий класс

Кто же тогда приходит в МФО? У каждой компании — собственный портрет заемщика, но общие черты прослеживаются. «Средний возраст нашего заемщика — 36 лет. Ядро целевой аудитории составляют заемщики в возрасте 25–40 лет — порядка 47% аудитории исследования. Заметен тренд по увеличению доли заемщиков более молодого возраста — от 26 до 35 лет. Более половины респондентов исследования имеют неоконченное высшее или среднее специальное образование», — сообщила Юнусова. По словам гендиректора ГК «Быстроденьги» Юрия Провкина, большая часть заемщиков — рабочие: 41% квалифицированные и 17% неквалифицированные; 10% от общего числа заемщиков являются работниками бюджетной сферы. «К нам все чаще обращаются индивидуальные предприниматели, которым не хватает оборотных средств, и банковские заемщики за кредитами свыше 100 тыс. рублей», — добавляет директор по маркетингу онлайн-сервиса p2p-кредитования Fingooroo Эви Скрынник.

Получить микрозаем гораздо проще, чем самый быстрый банковский кредит. Рассмотрение заявки занимает от 2–3 минут до суток. Автор этого текста решила провести эксперимент на себе и оставила онлайн-заявку на микрозаем в размере 30 тыс. руб. на сайте одного из лидеров рынка. Заполнение стандартной анкеты (ФИО, место жительства, паспортные данные, сведения о месте работы, доходах семейном положении и долговой нагрузке) заняло около пяти минут, и уже через три минуты после отправки заявки на рассмотрение пришло СМС-уведомление о предварительном одобрении займа с контактами персонального менеджера. И вот тут мы подобрались к самому главному вопросу: сколько будет стоить это удовольствие?

Цены кусаются

«Средняя ставка по банковским кредитам без залога и поручительства составляет сегодня около 30% годовых, по экспресс-кредитам она доходит до 45% годовых. Размер процентов в МФО в среднем составляет около 1,5–2% в день, то есть 730% годовых. Правда, для «своих» клиентов МФО предлагают более привлекательные условия. Льготную ставку около 0,5–1% в день, которая все равно в десять раз превышает банковскую», — подсчитала Елена Сударикова.

Представители МФО и не пытаются отрицать, что предлагают дорогие продукты, но приводят собственные аргументы. «Цифра в 732% годовых выглядит большой, только если пользоваться деньгами год. Но как никто не снимает номер в гостинице на год, так и займы до зарплаты никто не берет на такой длительный срок. Задача у нашего продукта другая — решить срочную финансовую проблему клиента. Так, например, если клиент занимает 2000 руб. на 5 дней, при стандартной для МФО ставке сверху он заплатит 200 руб. А если он берет деньги с кредитной карты, то может переплатить 600 руб. за снятие аналогичной суммы на таких же условиях», — рассуждает гендиректор компании «Займер» Сергей Седов. «Люди совершенно сознательно делают свой выбор, так же как вы садитесь в такси, а не пользуетесь автобусом, когда опаздываете на встречу», — приводит другую метафору Батин.

Впрочем, даже готовность раскошелиться не дает гарантии получения займа. Действительно, в большинстве МФО для подачи заявки требуется лишь паспорт, но на выходе процент отказов высок. В зависимости от политики компании этот показатель составляет 15–40%. «МФО откажут в займе безработным, не стоит надеяться на микрокредит тем, у кого есть непогашенные кредитные обязательства или серьезная просрочка по кредитам в прошлом», — поясняет Батин. Правда, в случае с МФО плохая кредитная история не является непреодолимым препятствием. «Если брать за основу только кредитную историю по банковским продуктам, то мы вынуждены будем отказать 57% заемщиков. Стоит отметить, что практически две трети из них являются нашими постоянными клиентами и погашают займы исправно», — констатирует Провкин.

Чаще всего люди берут кредиты на повседневные нужды и ремонт. «Среди самых популярных причин обращения за заемными ресурсами — задержка зарплаты, внезапные крупные расходы и неверное планирование расходов и доходов. По нашей статистике, первые две категории клиентов обращаются в МФО не чаще одного раза в квартал, третья — один раз в месяц и чаще», — конкретизирует Седов. «В 2014 году деньги на неотложные нужды брали 57% заемщиков, а в 2015-м — уже 65%. Такое увеличение спроса идет за счет сокращения количества займов на ремонт и на покупку мебели и техники», — уточняет Бахвалов.

Как выбрать МФО?

Среди тысяч работающих в России МФО нетрудно растеряться. Как же правильно выбрать МФО? Опрошенные «ЭВ» эксперты дали несколько полезных советов начинающим микрозаемщикам.

Так, советует Батин, необходимо узнать, состоит ли организация в государственном реестре МФО на сайте Банка России. Юнусова считает, что заемщику нужно также ориентироваться на скорость оформления документов и рассмотрения кредитной заявки, возможность дистанционного обслуживания и комфорт погашения займа. Бахвалов полагает, что важный критерий — наличие действующего колл-центра: «У компаний, которые хотят быстро заработать деньги и уйти с рынка, как правило, нет желания вкладывать в инфраструктуру. А те, кто намерен работать серьезно и долго, наоборот, обязательно ее создают».

Впрочем, резюмирует Сударикова, заемщики МФО редко уделяют должное внимание проверке компании-кредитора: «Люди зачастую выбирают компанию, которая ближе всего к их дому или работе, при этом не обращая внимания даже на размер ставки, которая в некоторых МФО достигает 10% в день».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26812 от 19 мая 2015

Заголовок в газете: Кредитные лилипуты

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру