С 1 апреля в России заработала собственная система обработки платежей по банковским картам, к которой должны подключиться все банки — она должна гарантировать проведение платежей внутри России вне зависимости от решений иностранных государств. Не прошло и месяца, как произошла первая глобальная неприятность.
В ночь на 29 апреля в работе Национальной системы платежных карт произошел сбой. Операции по картам были затруднены на всей территории России. Но если в Москве сбои происходили поздно ночью и остались почти не замеченными, то в регионах на момент технического сбоя была середина рабочего дня и жители городов вплотную столкнулись с неполадками.
Держатели карт могли снимать средства в «своих» банкоматах и расплачиваться в магазинах, которые обслуживаются банками, в который им выдали карту. Держатели карт сторонних банков не могли оплатить покупки в торговых точках и снимать деньги в «чужих» банкоматах.
«Часть банков сохраняла работоспособность с НСПК, операции успешно обрабатывались. Более подробная информация будет предоставлена по мере получения результатов анализа причины временной недоступности», — отмечается в пресс-релизе НСПК. Правда, банки-везунчики компания не называет.
«Действительно, этот сбой был. Мы сейчас заняты анализом причин произошедшего. Могу только сказать, что это не системный сбой. Он не носил системного характера, то есть это не программное обеспечение, не архитектура системы, то есть эти факторы не влияли», — отмечает гендиректор НСПК Владимир Комлев. По его словам, речь идет не о системной аварии. «Сейчас все ведущие эксперты с рынка и из нашей компании, из Центрального банка задействованы для того, чтобы максимально точно, глубоко определить причины, вызвавшие этот сбой и, соответственно, быстро разработать дальнейший план работ по недопущению аналогичных проблем в будущем», — говорит Комлев.
Как говорят эксперты, ошибки в системе НПСК еще будут. Это объясняется трудоемкостью процесса ее создания. Есть и другое мнение. Как заявил «МК» представитель одного из крупных столичных банков, нельзя упускать из виду хакеров. «Они могут действовать в чьих-то интересах. Ударить по России сейчас модно. Особенно, в западных кругах. А могут и решать амбициозные интересы. Разрушить что-то новое — гораздо сложнее и интереснее, нежели создавать собственное», - отмечает собеседник «МК».
ЭКСПЕРТЫ «МК»
Павел Медведев, финансовый омбудсмен: «В результате сбоя, который произошел, пострадавших, судя по всему, было немного. По крайней мере, ко мне, как к финансовому омбудсмену, жалоб не поступило.
Связан ли сбой с переходом на процессинг НСПК Visa и MasterCard? Вполне возможно. Надо понимать, что адаптация в таких случаях происходит болезненно и чревата подобными последствиями. Будет ли сбоить работа НСПК в дальнейшем? Наверняка, будет. Но это не вина специалистов, которые настраивают этот контур. В конце концов, при нашей 50-летней истории космонавтики грузовой корабль «Прогресс» также не смог достичь поставленной цели. В нынешней ситуации главное создать систему, которая была бы в состоянии нивелировать последствия. Ошибки в программах были, есть и будут. Но их можно будет пережить и впоследствии забыть».
Алексей Лебедев, председатель правления объединенной микрофинансовой корпорации: «За последнее время объем транзакций НСПК после присоединения к системе глобальных игроков радикально вырос, поэтому на лицо определенные "болезни роста". В Национальной системе платежных карт прикладывают огромные усилия для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу, по сути, это задача государственной важности. Но, к сожалению, подобные сбои довольно распространенное явление, когда нагрузка на IT-инфраструктуру увеличивается в десятки раз».