Доходы населения «за первые два месяца 2015 года в реальном выражении немножко снизились» - министр не стал лишний раз травмировать депутатов известными цифрами. (Их напомнил аудитор Счетной палаты Владимир Катренко: в январе 2015 года реальная зарплата в годовом выражении потеряла 8%.) Перспективы г-н Топилин обрисовал так: «Мы надеемся в начале второго полугодия, ближе к четвертому кварталу на повышение реальных доходов. На планку 2014 года не удастся выйти, конечно, но тенденцию надеемся переломить».
«Очень серьезным раздражителем», по его словам, становится огромный разрыв в доходах между рядовыми работниками и руководителями. На госпредприятиях и в федеральных бюджетных учреждениях, напомнил министр, уже введены ограничения (зарплата начальника не может превышать среднюю зарплату сотрудников более чем в 8 раз). Сейчас согласовывается законопроект, который распространит это правило на главных бухгалтеров, первых заместителей руководителей и руководителей советов директоров и правлений тех АО, где доля государства превышает 25% - вместе с требованием об обязательном декларировании доходов. Минтруда надеется, что законопроект Госдума примет уже в весеннюю сессию.
Темпы выполнения указа президента о повышении зарплат бюджетникам снижаются год от года, в 2014 году не достигнуты плановые показатели по 10 категориям бюджетников, заметил аудитор СП. Например, не достигла уровня средней по экономике зарплата учителей и воспитателей детсадов. У регионов нет денег, сказал г-н Катренко, а помощь центра недостаточна.
«По уровню рождаемости Россия сейчас обходит многие даже развитые страны Европы» (1,76 рождений на одну женщину репродуктивного возраста), чего нельзя сказать про показатели смертности: «мы отстаём на 25-50%», сказал на «правительственном часе» глава социального ведомства.
Сверхвысокая смертность - прежде всего головная боль Министерства здравоохранения. Минтруда же борется с сокращением несчастных случаев на рабочих местах. В 2014 году число смертей на производстве уменьшилось на 20%, заметил министр Топилин, что хорошо. Но Минтруда считает, что нужны дополнительные меры по предупреждению нарушений правил техники безопасности, и готовит поправки в действующее законодательство.
О том, как Минтруда видит судьбу накопительной части пенсий, г-н Топилин не сказал. И депутаты не спросили...
Олег Смолин (КПРФ) поинтересовался, будет ли повышаться пенсионный возраста. Министр ответил, что «официальных поручений или документов по этому поводу нет, идёт спокойный диалог между экспертами, различными чиновниками». Сам он не считает, что «созрели все условия для повышения пенсионного возраста»: продолжительность жизни в России пока чуть меньше 71 года, а в тех странах, где граждане выходят на пенсию в 63-65 лет, этот показатель - за пределами 80 лет. «Но это не значит, что ничего не надо делать»,- тут же поправился министр: «процесс повышения пенсионного возраста не одномоментный, это не меньше 10 лет».
О спорном законопроекте, который предлагает не платить пенсии работающим пенсионерам, чьи доходы превышают 1 млн. рублей в год (завершается процесс его общественного обсуждения), министр сказал вскользь - мол, есть такой в планах. Но глава думского Комитета по труду и социальной политике Ольга Баталина («ЕР») заявила, что «такие социально чувствительные инициативы», как эта или предложение об отмене досрочных пенсий работникам бюджетной сферы, должны реализовываться лишь «в крайнем случае». По данным Минтруда, напомнила она, за примерно 20 млн. работающих граждан не платятся страховые взносы, и «пока не наведем здесь порядок, переходить к таким мероприятиям, как ограничения по выплате пенсий работающим, преждевременно».
Ведомство г-на Топилина думает и над тем, как перейти на адресную выплату некоторых социальных пособий. По ветеранам войны и инвалидам, заверил министр, ничего менять не будут, но есть, например, пособия на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, которые равны 50 рублям. Или пособия не работающим женщинам в связи с рождением ребёнка - но не все из них нуждающиеся...