"К сожалению, реальная заработная плата за январь-февраль этого года снизилась практически на 9%. Номинальная заработная плата осталась практически на прежнем уровне, а реальное снижение — 9%", — сказал Топилин, уточнив, что на реальную заработную плату серьезно негативно повлиял скачок инфляции конца 2014 года.
Министр полагает, что эти тенденции будут с учетом затухания инфляции постепенно нивелироваться. Это, по его словам, означает, что нужно внимательно следить за реальными доходами, реальной заработной платой, задолженностью по заработной плате и "на различных уровнях принимать определенные решения".
Читайте материал: Россияне перестали покупать товары высокого качества и ездить на отдых
"Какие это могут быть решения? Правительство с Госдумой, вместе с Советом Федерации постоянно в этом направлении пытаются найти взвешенные предложения, которые могут и определенным образом поддержать наше население, наших работников, и вместе с тем не способствовать… разгону инфляции", — пояснил он.
Ранее в Минэкономразвития РФ заявили, что оценивают сокращение реальной заработной платы в РФ в 2015 году в 9,6%. Это во многом обусловлено замедлением динамики роста заработной платы в бюджетном секторе из-за сокращения финансовых возможностей бюджетов.
Официальные данные не сильно расходятся с независимыми оценками. О том, что реальная заработная плата снизилась на 10% в феврале 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года, такой динамики не было с 1999 года, говорится в "Оперативном мониторинге экономической ситуации в России" Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, РАНХиГС и ВАВТ.
"В разгар прошлого кризиса реальная заработная плата снижалась в годовом выражении не более чем на 5,4% (июль 2009 года)", — сообщают авторы доклада.
В то же время реальные денежные доходы в январе и феврале остались практически на уровне аналогичных периодов прошлого года (99% и 99,4% соответственно), пишут авторы. В ноябре-декабре 2014 года реальные доходы и реальная заработная плата сокращались (в годовом выражении) схожими темпами, отражая резкое ускорение инфляции, отмечено в докладе.
"Разнонаправленная динамика показателей в январе-феврале может объясняться изменением с января 2015 года методологии учета Росстатом реальных доходов, что и привело к относительному улучшению январского показателя", — утверждают авторы.
В течение 2015 года реальные располагаемые доходы будут снижаться, несмотря на новую систему учета, отмечено в докладе. Предполагаемые индексации по социальным выплатам, которые составляют 18% общего объема доходов, ниже оптимистичного прогнозного уровня инфляции в 12,2%, утверждают авторы.
"Вместе с тем темпы снижения реальных доходов на протяжении года, видимо, будут выглядеть в официальной статистике не столь драматично после январского сдвига вверх", — сообщается в докладе.