Первое чтение поправок в бюджет-2015 не предвещало скандала. Законодатели, как правило принимают предложения правительства. Тем более в финансовой сфере. В такие сжатые сроки бюджет не менялся еще ни разу. Даже в кризисные 1998-м и 2008-2009-м годах. На этот раз все по-другому. За три месяца правительству пришлось увеличить дефицит бюджета до 3 с лишним трлн рублей. Разрыв между доходами и расходами мог бы еще больше, — подчеркнул Антон Силуанов. Дефицит мог составит до 5 трлн рублей. Тогда российский ВВП потерял бы 5,2%.
В результате, Минфину пришлось резать «по живому»: были серьезно сокращены расходы на все федеральные целевые программы; на 10% сократились заработные платы государственных и военнослужащих. Урезали транcферты регионам и даже ряд программ в области образования и здравоохранения.
Впрочем, ради справедливости надо надо добавить: Минфин урезая в одном месте, прибавлял в другом. Сократив региональные трансферты, правительство, например, дополнительно выделило 160 млрд рублей на замену дорогих коммерческих кредитов на более дешевые — бюджетные. В результате подобные займы должны составит до 50% от всей задолженности субъектов федераций.
Почему Минфину пришлось пойти на столь решительные меры. Не секрет, что российская экономика находится в глубоком кризисе. По словам главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, в России произошел, так называемый, «идеальный шторм».в климатологии это ряд неблагоприятных факторов, в результате которых негативный эффект существенно возрастает. Макаров говорил не о погоде, а о финансах. О его мнению Макарова в России совпали четыре «неблагоприятных» фактора: два кризиса — структурный и циклический, а также два шока — внешний (санкции) и валютный (падение курса рубля).
Без потерь выбраться из этого шторма невозможно. Увеличим скорость «печатного станка», чтобы нарастить денежную массу и обеспечить инвестиции в реальный сектор, — ускорим инфляцию, и тем самым, подведем население. Промышленность пострадает, поскольку процентные ставки вырастут. Сократим инвестиционные расходы бюджета — сразу же ударим по реальному сектору.
Выход из положения есть. Тот же Макаров уверен, что поправки Минфина надо срочно принимать. Однако ко второму — их нужно серьезно переработать. До 1 апреля Госдума будет ждать соответствующих предложенный от всех фракций и комитетов.
Впрочем, Макаров, представляющий «Единую Россию», не самый опасный критик правительства. Тем не менее даже он потребовал от правительства плана структурных реформ, которые должны обеспечить возобновление экономического роста и отказа от «нефтяной иглы».
Между тем, в этом году по оптимистическому прогнозу Минэкономразвития спад ВВП в этом году составит 3%. ЦБ считает, что спад составит 3,5-4%, а независимые эксперты — до 7%.
Другими словами, Макаров объявил правительству ультиматум: либо представляйте в ближайшее время реальный план действий по выходу из кризиса, либо думайте сами — помощи со стороны законодателей ждать уже не стоит. В конце апреля, когда Дмитрий Медведев выступит с отчетом перед Госдумой, последуют реальные кадровые проблемы.
Какие именно? На это Макаров не указывал. Он ведь представитель той же правящей команды.
Зато представители фракции КПРФ Николай Харитонов и Виктор Коломейцев прямо заявили о необходимости смены правительства в случае углубления кризиса. И предупредили, что за такие поправки в бюджет они голосовать не будет.
Сергей Катасонов из ЛПДР, в свою очередь предупредил, что правительству нужны «новые люди» и также отказаться голосовать за поправки в бюджет. «Справедливая Россия» не стала настаивать на отставке правительстве, но заявила, что за поправки голосовать не будет.
Отметим, что мнение оппозиционных фракций в отношении нового бюджета поменялось буквально за несколько часов до голосования — ранее против них выступала только КПРФ.