Что бы ни говорили в Брюсселе или в Вашингтоне, российские продуктовые санкции бьют по Европе самым серьезным образом. Не случайно сельхозпроизводители ЕС ищут способы снова вернуться на рынок нашей страны. В январе 2015 года Росссельхознадзор заподозрил Сербию в контрабанде яблок и другой плодоовощной продукции из Польши и других стран Евросоюза. По статистике Федеральной таможенной службы, с августа 2014 года импорт яблок из Сербии в Россию возрос на 48%. В денежном эквиваленте — на 82%. То есть Россия закупила яблок в Сербии на $100 млн (примерно столько же Белград платит за годовые поставки российского газа).
Как известно, на Сербию российские антисанкции не распространяются. Российские чиновники не верят, что столько яблок может вырастить небольшая балканская страна. Поэтому появились сообщения, что в апреле поставки яблок из Сербии запретят.
Но, как пояснили «МК» в Россельхознадзоре, пока речь о запрете не идет. В течение ближайших 10 дней ведомство будет ждать от Сербии объяснения причин возросшего яблочного урожая и объемах поставок в Россию. Ограничение, тем более, запрет — это крайняя мера. Скорее всего, речь пойдет об ограничительных мерах (в качестве предупреждения). Но не о тотальном запрете.
Проверят и других. В том числе и ряд стран Евросоюза: Грецию, Кипр и Венгрию. Инспекции затронут не только фрукты и овощи, но и самое настоящее мясо. Как пояснила «МК» пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Трофимова: «Речь идет только о допуске или недопуске мясной продукции на рынок России. Именно это и входит в компетенцию Россельхознадзора. А уже правительству России решать о том, что делать с антисанкциями в отношении отдельных стран ЕС: отменять их или нет».
В очередь выстроились аналоги Россельхознадзора в Германии, Франции и Польше. Но в планах проверок нашего ведомства они пока не значатся. Надо бы разобраться для начала с первыми тремя странами.
По словам экспертов, это означает, что Россия может расколоть Евросоюз. Москва готова предложить отдельным странам ЕС выгодные торговые отношения в обмен на отмену антироссийских санкций. Как уже рассказывал «МК», семь стран союза готовы нас поддержать (Италия, Греция, Кипр, Венгрия, Словакия, Австрия и Испания) в отмене европейский секторальных санкций против России.
Брюссель, подталкиваемый Вашингтоном, готов всеми способами саботировать эту инициативу. Однако, как считают эксперты, у Еврокомиссии не существует полноценных правовых инструментов, чтобы это сделать. Такого рода решений Брюссель еще не принимал в отношении двухсторонних торговых отношений участников ЕС. Этот вопрос нужно принимать в рамках евросаммита, но там действует принцип консенсуса. Поэтому российский «троянский конь» уже загнан в брюссельское стойло.
ЭКСПЕРТЫ «МК»
Вадим ТКАЧЕНКО, руководитель юридического департамента, партнер группы компаний vvCube: «Брюссель будет всячески воспрепятствовать частичной отмене продовольственных санкций в отношении стран ЕС, которые симпатизируют России. Возникнет естественный вопрос — почему, например, для Греции их отменили, а для Испании — сохранили. Впрочем, с прецедентом в Евросоюзе до сих пор не сталкивались, поэтому, судя по всему, конкретных процессуальных норм относительно этого вопроса не выработано. Теоретически решение о каждой стране, в отношении которой Россия снимает антисанкции, должно быть принято на основе консенсуса — то есть всеми участниками ЕС. Однако каждая из стран может наложить вето. При принятии санкций против России Греция и Кипр выступали против, но вето они все-таки не наложили».
Сергей КОЗЛОВСКИЙ, руководитель аналитического отдела Grand Capital: «Частичная отмена возможна, особенно по отношению к «лояльным» России странам. Зачем должны страдать все страны ЕС из-за того, что ряд из них не согласны с Россией? Греция, Кипр и Венгрия связаны с нами в других проектах: с Венгрией это атомная энергетика. С Кипром и Грецией — финансы. Речь не идет о нарушении эмбарго, а о дополнительных соглашениях с исключительными правами, а также об определенных статусах ряда стран ЕС. Такие соглашения могут заключаться в порядке, предусмотренном российским законодательством: со стороны стран ЕС нет продовольственного эмбарго, а со стороны РФ по отношению к ряду стран это будет работать в качестве допсоглашения. Кроме того, возможен и совсем своеобразный сценарий: РФ может заявить о пересмотре вводимых санкций, выделяя список стран, на которые не будут распространяться меры, принимаемые РФ по отношению к ЕС».
Андрей ЛЮШИН, заместитель председателя правления Локо-Банка: «Продовольственное эмбарго отменят не сразу. Будет инспекция, затем длительное ожидание в надежде, что другие страны обратят внимание на процесс, новые согласования, переговоры с другими сторонами. России важно вовлечь в как можно больше европейских стран, чтобы вывести дискуссию на новый уровень — отмены антироссийских санкций, в том числе и ограничений по выходу на европейские рынки капитала. Поскольку в ЕС нет единства, МИД попытается усилить противоречия себе на пользу. Россия сможет найти союзников, улучшить отношения с Польшей, Грецией и Кипром, а также выявить новых союзников. Выборочно отменить санкции технически не представляет сложности. Но с политической точки зрения это приведет к негативной реакции со стороны ЕС».
Анна БОДРОВА, старший аналитик «Альпари»: «Отменив санкции против ЕС, Россия нанесет разрушительный удар по собственному производству, которое в последние полгода восстанавливаться. Открыв границу для импорта, мы резко не снизим цены на продукты питания. Но поток европейского импорта закрывает перспективы развития внутреннего производства. Россия окажется в той слабой позиции, что и раньше. Предприятия, которые в последние месяцы, инвестировали средства в расширение собственного производства, окажутся в проигрыше. Выборочная отмена — политически и экономически безграмотное решение».
Елена АРМАНОВА, генеральный директор компании Adenovo: «Российские власти не отменят ответные санкции, пока страны Запада не сделают того же».