Скорее всего и этот срок не будет выдержан. Комитет Госдумы по бюджету начал анализировать законопроект в понедельник и планирует заниматься этим три дня. В среду он подготовит свое заключение, после чего будет назначено первое чтение на пленарном заседании. Пока планируется сэкономить главным образом на военных и бюджетниках. Но ряд законодателей полагают, что делать этого не стоит.
На первое заседание профильного комитета пришли министр финансов Антон Силуанов, глава Счетной палаты Татьяна Голикова, представители Центробанка. А началось обсуждение с прогноза министерства экономического развития, на основе которого и корректировался бюджет. В основе прогноза лежат гипотезы о том, что режим антироссийских санкций в этом году отменен не будет, цены на нефть сохранятся низкими ($50 за баррель), газ будет стоить $222 за тысячу кубов. Из этого делается вывод, что ВВП снизится за год на 3%, импорт упадет на 34%, розничный товарооборот сократится на 8,3%. Министерство прогнозирует и отток капитала в размере $115 млрд.
В свою очередь Антон Силуанов перевел эти показатели в бюджетные рубли. Государственная казна не досчитается 2,5 трлн руб. Однако секвестр будет гораздо меньшим: расходы сократятся всего на 298 миллиардов. Это будет сделано за счет отмены индексаций зарплат военным и бюджетникам и сокращения на 10% финансирования медицины и практически всех госпрограмм, за исключением сельскохозяйственных. Остальную недостачу покроют из Резервного фонда.
И вот здесь возникает вопрос: если траты из фонда считаются в миллиардах, то зачем резать по живому гораздо меньшие, но очень важные для благополучия граждан суммы? Кстати, Татьяна Голикова назвала на заседании комитета такую цифру: по ее прогнозу, из резервного фонда будет потрачено более 3,1 триллиона (после чего в нем останется 2,6 трлн). Размер секвестра — менее 9% от этой суммы, так какой тогда в нем смысл? Этим вопросом задается и зампред комитета по бюджету Оксана Дмитриева и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: «Мы получаем сравнительно небольшую экономию, но — на самом важном. Как бы не получилось, что у такой экономии будут несоизмеримо большие социальные последствия, дестабилизация накануне выборов в Госдуму», — предостерегает ученый.
Но у Силуанова свои аргументы: «Я все-таки очень прошу законодателей согласиться с предложением о приостановке индексаций зарплат госслужащим и военнослужащим. И дело здесь не только в экономии. Такое решение позволит нам не свалиться в инфляционную спираль, обеспечить макроэкономическую стабильность. Мы не можем потратить в этом году больше 15,2 трлн рублей. Даже если у бюджета появятся дополнительные доходы, мы не должны тратить больше. Просто в этом случае мы будем меньше брать из резервного фонда».
По словам Силуанова, мы должны быть готовы к тому, что расходы бюджета и в 2016 году ограничатся той же суммой. Но тогда к столетней годовщине Октябрьской революции инфляция станет низкой, а экономика оздоровится.
Примут ли депутаты аргументы главы Минфина, может быть ясно уже на ближайшем пленарном заседании.
Между тем Татьяна Голикова полагает, что бюджет основан на слишком благополучных прогнозах, а на самом деле снижение платежной способности населения приведет к более высоким темпам падения ВВП. Да и механическое урезание федеральных программ на 10% вовсе не избавляет бюджет от неэффективных расходов. Кстати, она сообщила, что из 57 пунктов антикризисного плана правительства, которые должны были осуществиться к марту, полностью исполнены 16, еще 15 — абсолютно не выполнены, остальные — реализованы частично.