РСПП презентовал ежегодный опрос предпринимателей о состоянии деловой среды. 56,4% респондентов уверены, что ситуация в бизнесе нашей страны катастрофически ухудшилась. Среди представителей международного бизнеса, работающих в России, этот показатель еще выше — 82%.
И дело не только в кризисе, стоимости нефти или санкциях. В этом году вступили в силу многие решения, реально увеличившие давление на бизнес. Достаточно вспомнить нефтяной «налоговый маневр» (в результате резко выросли сборы на добычу полезных ископаемых), а также повышение налога на дивидендные доходы, новый экологический сбор, возврат следователям права самостоятельно возбуждать уголовные дела против предпринимателей без обоснований со стороны фискальных органов, закон о контролируемых иностранных компаниях, обязывающий бизнесменов раскрывать свои зарубежные активы, и т.д.
Немногочисленные позитивные новости, такие, как предоставление регионам права вводить налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП или снижать ставки малому бизнесу (об этом «МК» рассказывал 19 марта), не компенсируют общих потерь.
Впрочем, выступая в минувший четверг на съезде РСПП, Владимир Путин попытался несколько приободрить предпринимателей. Во-первых, он дал четко понять, что ключевая ставка ЦБ, сниженная в марте до 14% годовых, по-прежнему высока. Это значит, что 30 апреля, когда совет директоров ЦБ будет в очередной раз рассматривать размер ключевой ставки, она, возможно, будет снижена до нормальных, а не «запретительных» значений. Это, конечно, облегчит условия получения кредитов.
Во-вторых, Путин пообещал не ликвидировать обязательную накопительную часть пенсии. Таким образом, негосударственные пенсионные фонды останутся источниками дешевых «длинных денег» для экономики. Правда, пока непонятно, отменят ли в следующем году мораторий на отчисление взносов, действующий в 2014–2015 годах.
Наконец, Путин согласился в рамках исполнения антиофшорного закона сдвинуть с апреля на октябрь 2015 года срок предоставления уведомлений об участии российских бизнесменов в зарубежных компаниях. За это время будет принят закон об амнистии капитала — чтобы, как выразился президент, если средства начнут возвращаться в Россию, у правоохранительных органов не было искушения «туда лазить» и «что-то выковыривать».
Кстати, в законопроекте об амнистии капитала, по мнению Шохина, содержится серьезная недоработка: документ декларирует освобождение предпринимателей от налоговой ответственности, но при этом в нем не прописано выведения из-под уголовного преследования.