Экономический блок правительства 16 марта переселился в Госдуму. Обсуждали, как можно спасти бюджет и притормозить падение ВВП. Правительство представило новый вариант бюджета-2015. Это из ряда вон выходящий случай. Никогда ранее такого не было. Даже в 2009 году в таком объеме бюджет не пересматривали, хотя и уточняли. Напрашивается ответ: доходы падают на глазах, закрыть дыру, как Резервным фондом, нечем. Впрочем, социальные и оборонные расходы — это «священные коровы». Их не только не сократят, но первые даже увеличат. Как именно это сделать, и объясняли депутатам Госдумы министры финансов и экономического развития Антон Силуанов и Алексей Улюкаев.
Впрочем, все равно вся надежда на Резервный фонд и цены на нефть. В частности, по словам Улюкаева, последний прогноз его ведомства исходит из средней цены на нефть в этом году в размере $50 за баррель, но так называемый консенсус-прогноз ряда независимых экспертов доходит до $60. А это уже хотя и маленькая, но победа над бюджетным дефицитом. По расчетам Минэкономразвития, в этом случае дополнительные доходы бюджета составят 1,1 трлн рублей. То есть Резервный фонд сэкономит примерно это сумму. А значит, валютной кубышки хватит не только на ближайшие два года при прочих равных условиях, а на все 3–4.
Еще более обнадеживающим заявлением Улюкаева перед президиумом фракции «Единой России» стало то, что он пообещал возобновление роста ВВП не в 2017 году, как это делают в ЦБ, а уже в 2016-м.
Это, конечно, обнадеживает, тем более что в Минэкономразвития полагают, что, в отличие от всего ВВП, промышленность упадет в этом году не на 3%, а на 1–1,5%, а обрабатывающая — вообще малозначительно. Сказываются девальвация и импортозамещение.
Но пока нефть торгуется на уровне $54 за баррель.
Эксперты «МК»:
Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа ФБК:
«В среднем, расходы сократили, как обещали, на 10–12%. Под нож попали практически все расходные статьи. Причем не осталась в стороне даже оборона, которую до самого последнего времени обещали не сокращать. Но, конечно, не обошлось и без сокращения инвестиционных расходов, что грозит еще большим снижением экономического роста. На мой взгляд, в нынешней экономической ситуации следовало бы меньше всего трогать инвестиционные расходы. Их необходимо по максимум направлять на проекты с мультипликативным эффектом. Кроме того, расходы госуправления и на оборону могли бы быть уменьшены еще больше, чем сейчас. Таким образом, можно было бы избежать урезания тех же инвестиционных расходов. Пугает то, что 3,7 трлн рублей планируется взять из Резервного фонда. За счет этих средств будет покрыт дефицит бюджета в 3,8% ВВП. Однако нельзя забывать, что в условиях низких цен на нефть, которые сохранятся на этом уровне в ближайшие два-три года, наполняться последняя «кубышка» России не будет».
Михаил БЕЛЯЕВ, главный экономист Института фондового рынка и управления:
«Понятно, что сейчас мы переживаем непростые экономические времена. Сбалансировать бюджет становится все сложнее, особенно доходную часть. Она снижается, а расходную часть приходится урезать. Фактически происходит секвестирование, а это не самый продуктивный метод работы с бюджетом. Следовало бы найти другие средства, например внутренние займы. Причем не надо бояться роста внутреннего долга. Мы должны понимать, значительная часть расходных статей ориентирована на формирование и поддержание спроса, как населения, так и корпоративного сектора. Они должны подпитываться бюджетными средствами. Сейчас мы находимся в безвыходном положении: Резервный фонд был сформирован, чтобы брать из него деньги. Но он должен постоянно пополняться. Впрочем, не все потеряно. В частности, поддержка «оборонки» — это стимул для инвестирования отраслей, которые требуют развития металлургии, горнодобывающей отрасли, транспорта, текстильной промышленности и наукоемких проектов».