Нефтяные качели, или Кто подставил российский бюджет?
В настоящее время нефтяные котировки колеблются в районе $60 за баррель. И это еще не так плохо. С одной стороны, прошлым летом стоимость черного золота доходила до $115. С другой — никто тогда не предполагал, что буквально в считаные месяцы цены упадут в 2,5 раза и к январю составят менее $50.
В чем же причина? Ответ неоднозначен.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин видит в этом тайный заговор. Вашингтон, чтобы побольнее ударить по российской экономике и отомстить таким образом за возврат нашей стране Крымского полуострова, убедил ОПЕК не сокращать свою добычу и тем самым обрушить стоимость сырья.
Эксперты называют и другую причину — американскую сланцевую революцию, в результате которой мировой рынок (в основном США) наполнился дополнительными объемами черного золота, что привело к переизбытку углеводородов и превышению предложения над спросом. Чтобы не позволить США наладить экспорт нефти, которым было вполне по силам отобрать у ОПЕК значительную долю международных клиентов, нефтяной картель приступил к искусственному демпингу. Себестоимость добычи сланцевых энергоресурсов гораздо больше, чем на Ближнем Востоке. Главная мишень ОПЕК в этом случае была не Россия, а США, но и нашей стране досталось по первое число.
Напомним, что изначально российский бюджет-2015 был рассчитан исходя из $96 за баррель. Понятно, что после падения мировых цен эта планка оказалась неактуальной. Правительство уже планирует секвестировать бюджет и ищет способы сэкономить свои расходы.
Впрочем, надежда на рост цен если и не до прежнего уровня, то по крайней мере на $10–20 еще существует. Оптимисты есть и на Западе, и в России. Исходя из опроса агентства Reuters, проведенного среди 30 международных аналитиков и экспертов, цены на нефть в 2015 году вырастут к декабрю до $80, а среднегодовая стоимость барреля составит не менее $74.
Отечественные специалисты настроены еще более позитивно. Так, председатель комитета ГД по энергетике Иван Грачев считает, что сейчас существуют все предпосылки, чтобы к осени цены снова поднялись до $110 за «бочку». Причем основное давление на стоимость нефти должны оказать как США, так и ОПЕК. Многие американские компании, вложившие в сланцевые проекты десятки, а то и сотни миллиардов долларов, при нынешних котировках разорятся. Страны нефтяного картеля также раздули свои бюджеты до астрономических размеров. Если цены сохранятся на нынешнем уровне, им придется отказаться от большинства инфраструктурных проектов и поступиться своими амбициями.
Маневр маневру рознь
Кажется, что Россия в таком случае оказывается вроде бы в стороне и не способна оказать большого влияния на мировой расклад в отношении цен на энергоресурсы. Но это только на первый взгляд. У России существует и свой рычаг давления. Наши компании в последнее время существенно увеличили поставки в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона, экономика которого хотя и снизила темпы своего развития, однако по сей день остается более перспективной, нежели западные страны. В будущем нам вполне по силам расширить сотрудничество с АТР — уже намечены проекты по созданию новых трубопроводных мощностей, которые заменят поставки танкерами с месторождений ОПЕК.
На геополитическом уровне это положительная тенденция. А вот внутренний топливный рынок это не спасет. Более того, фискальная политика правительства, по мнению экспертов, пока далека от оптимальной. В первую очередь виной тому служит пресловутый налоговый маневр, который чиновники предприняли в этом году.
Когда котировки превышали $100 за баррель, кабинет министров решил перераспределить нагрузку на добывающий сектор: снизить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и увеличить налог на добычу полезных ископаемых. Тогда это было бы экономически оправдано. В страну поступало бы больше долларов, нефтяники смогли бы не замораживать новые проекты, а бюджет пополнялся в любом случае за счет сборов за добычу.
Теперь положение изменилось, и налоговый маневр оказался бессмысленным. В частности, по оценке экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере развития топливно-энергетического комплекса Совета Федерации, в новых финансово-экономических условиях акция, разработанная исходя из стоимости в $100 за баррель и призванная стимулировать рост нефтедобычи, при ценах в $50–60 с такой задачей не справится. Вместо дополнительной прибыли в $5 с каждой тонны нефти, которые можно было бы направить на инвестиции, добывающие компании понесут убытки до $10.
Возникает опасность, что нефтяники будут возмещать этот ущерб за счет повышения внутренних цен на горючее. Хотя представители Федеральной антимонопольной службы уверяют, что будут тщательно следить за ценовой политикой на АЗС, исходя из опыта прошлых лет, доказать картельный сговор и повлиять на стоимость литра бензина будет не так-то просто. Например, по прогнозу вице-премьера Аркадия Дворковича, цены на заправках к концу года грозят вырасти на 20%. Спасти кошельки рядовых автовладельцев сможет только прямое (хотя и не документально подтвержденное) распоряжение правительства нефтяным холдингам сдерживать свои тарифы.
Грузите «баррели» рублями
Сохранить и даже укрепить положение на мировом рынке энергоресурсов Россия рассчитывает еще одним способом, который также положительно повлияет на курс рубля. Так, Аркадий Дворкович вслед за главой ФАС Игорем Артемьевым заявил о необходимости перевести часть экспортных платежей за российскую нефть в рубли. По их мнению, продажа 10% сырья на таких условиях вынудит покупателей приобретать российскую валюту эквивалентом $15 млрд, позволит укрепить курс «деревянного».
Сейчас мировые котировки черного золота обозначены в основном в долларах. Поскольку Россия является одним из крупнейших экспортеров, покупателям придется принимать такие условия — иначе они будут вынуждены перезаключать долгосрочные контракты, либо искать новых поставщиков, либо остаться без топлива.
Для рубля у этой тенденции есть перспектива — наши банки будут резервировать дополнительные объемы рублей на своих счетах, чтобы потом продать их импортерам и тем самым поддержать курс «деревянного». Впрочем, по мнению аналитиков, сделать это сразу не получится, а попытки поддержать рубль порционными вливаниями будут растянуты во времени и большого влияния на валютные курсы не окажут.
По мнению аналитика QB Finance Мадины Абаевой, «наладить продажу до 10% нефти за рубли возможно, но в этом случае российские компании будут также вынуждены идти на некоторые уступки зарубежным покупателям. Учитывая тенденцию рубля к ослаблению, зарубежным покупателям такая инициатива будет более выгодной, чем россиянам, которые имеют значительный валютный долг».
«Однако определенную поддержку курсу национальной валюты это все-таки окажет, так как зарубежные компании будут предъявлять повышенный спрос на рубли. Тем не менее для реализации данной инициативы сначала необходимо будет добиться стабилизации биржевой стоимости «деревянного», чтобы и российские, и зарубежные компании смогли планировать свою деятельность и свои расчеты, иначе это будет невыгодно обеим сторонам», — полагает эксперт.
Тяни-толкай: можно ли верить в добрую нефть?
Прогноз цен на черное золото — палка о двух концах. Как утверждает Мадина Абаева, «текущее движение — скорее, коррекция. Возвращение к отметке в $50 мы еще увидим, а динамика рубля во многом будет определяться санкционным режимом».
По мнению Аркадия Дворковича, который время от времени демонстрирует как оптимизм, так и пессимизм, низкие цены на нефть продержатся всего несколько месяцев, а затем последует неизбежный рост. «Разумную цену в $80–85 можно ожидать летом-осенью этого года», — полагает вице-премьер.
Однако повышение котировок для нашего государства в целом и для населения в частности — две различные вещи. Правительству это позволит снизить затраты, например, из Резервного фонда. Кабинет министров уже обратился в Госдуму взять оттуда к помимо уже потраченным 500 млрд рублей еще не менее 3 трлн. Если денег не выделят, то последствия, по словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, окажутся плачевными: дефицит бюджета в 2015 году вырастет до 4,7% ВВП — или, по оценке аналитиков, около 3,5 трлн рублей.
Сам ВВП пострадает еще больше. Его падение на 3%, как рассчитывает Минэкономразвития, независимые эксперты, считают благом и удачным исходом. По расчетам Центра развития НИУ «Высшей школы экономики», падение ВВП грозит достигнуть 7%. А это практически такой же антирекорд, который мы видели в кризисные 2008–2009 годы.
Впрочем, если цены вырастут хотя бы до $70–80 за баррель, пользы от этого рядовые потребители могут и не ощутить. В любом случае что государству хорошо, то налогоплательщику — смерть. И даже рост нефтяных котировок не всегда на руку обычным гражданам. Как показывает практика, тарифы на горючее и в целом на перевозки растут в нашей стране вне зависимости от мировых котировок черного золота. «Потребитель окажется в очередной западне. Рост цен на нефть обязательно отразится на стоимости топлива. И это несмотря на все заверения чиновников о борьбе с недобросовестными продавцами горючего. Это приведет к росту цен и тарифов, так как топливная/транспортная составляющая зачастую является самой большой статьей затрат практически в любом бизнесе. И дешевая, и дорогая нефть одинаково больно бьет по кошельку», — полагает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский.
По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, считается, что основной бури на рынках еще не было, и для такой теории есть основания: геополитический фактор не закрыт (военный кризис на юго-востоке Украины до конца не урегулирован), инфляция разгоняется, потребительский спрос падает.
«В настоящее время цены на нефть находятся в поисках нового равновесного уровня. С одной стороны, на них давит некоторый переизбыток предложения и высокая гибкость компаний по добыче сланцевой нефти в США, способных быстро увеличить производства при высоких ценах на нефть», — комментирует ведущий аналитик «Локо-Банка» Виталий Лакеев. Это вряд ли позволит ценам вернуться к трехзначным цифрам в ближайшее время, но несколько стабилизирует создавшееся положение.
Последняя надежда остается на спекулянтов, которым, по мнению экспертов, сейчас более выгодно играть на повышение. На пике падения они скупили достаточно много фьючерсов на поставки черного золота в будущие месяцы. «Спекулянты действительно активно фрахтовали танкеры в ожидании роста цен», — рассказывает директор по развитию оценочной компании «1Капиталь» Дмитрий Соломников. В середине января на минимуме цен спрос на нефть был ниже предложения на 1 млн баррелей в сутки. В ближайшие недели ожидается падение добычи на 2 млн «бочек». Таким образом, спрос превысит предложение на 1 млн баррелей в сутки. Соответственно, цены будут расти и дальше.