В Калиниграде местные власти дали невнятные пояснения: мол, препарат с истекшим сроком годности остался на складе... из-за невостребованности у пациентов. При этом речь идет об очень дорогом инновационном лекарстве, применяемом для лечения хронического миелолейкоза и входящем в реестр лекарств федеральной программы «7 нозологий».
Эксперты Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» с помощью сайта госзакупок установили, что с апреля по декабрь 2013 года в Калининградской области этот препарат был закуплен на 1,8 млн руб., со средней ценой упаковки – 10 тысяч рублей, в 2014 году закупок не осуществлялось, а в феврале текущего года закуплено всего 10 упаковок на 61,2 тыс. руб. (6 тыс. руб. за упаковку). Вопросов — масса. Неужели в 2014 году никто этой болезнью в регионе не болел? В это верится с трудом. Но откуда тогда взялся целый склад просроченного лекарства?
– Тому, что сегодня в Калининградской области и других регионах мы видим многомиллионные списания лекарственных средств, есть несколько объяснений. В первую очередь – это отсутствие реального понимания на местах, сколько пациентов нуждаются в тех или иных препаратах. Во-вторых, нет гибких механизмов, позволяющих перераспределить закупленные лекарства, например, направить их в другой регион, если там они реально нужны. Подумать об этом нужно было уже вчера, ведь миллионы бюджетных средств фактически «сгорают». А где-то пациенты остаются без препаратов, без дела лежащих на складах, – говорит член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
Эксперт подчеркивает, что в каждом регионе должен вестись регистр пациентов, получающих лекарства в рамках программы «7 нозологий». «Существуют схемы лечения, все дозировки известны. Если иметь точное число пациентов, то определить потребность в лекарстве элементарно. И здесь возникает вопрос, почему в рамках информатизации здравоохранения до сих пор нет актуального федерального электронного регистра пациентов, нуждающихся в дорогостоящих лекарствах. Это позволило бы сверять, верно ли регионы рассчитывают объемы лекарств и избегать ситуаций со списанием препаратов впредь», – продолжает Гаврилов.
Калининградский врач Татьяна Задоркина указывает, что механизм возврата или перераспределения невостребованных лекарств необходимо отрегулировать на федеральном уровне. «Так как пациентам меняют схемы лечения, появляются более эффективные препараты», – отметила она.
Тем временем, эксперты Фонда «Здоровье» выявили два сомнительных аукциона на поставку компьютерных томографов в больницы Тверской области. Первый аукцион для нужд Ржевской центральной районной больницы с начальной ценой 17,6 млн руб. был объявлен 27 ноября 2014 года, а победитель определен 19 декабря 2014 года. Заявки подали две компании — одна на 17 млн 499 тыс. руб., другая – на 17 млн 588 тыс. руб. Одна из них выиграла. Второй аукцион на закупку томографа для нужд Нелидовской центральной районной больницы проводился в те же сроки, с той же начальной ценой и с теми же участниками. Однако компании «поменялись ценниками» – выиграла другая фирма. Как говорится, всем сестрам по серьгам...
При изучении технических заданий, сформированных властями региона, выяснилось, что требования в обоих случаях оказались абсолютно идентичными и практически полностью соответствовали только одной модели томографа конкретного иностранного производителя.
«Техническое задание на аукционах, проведенных в Тверской области, было сформировано на основании конкретной модели 16-срезового томографа, причем, по словам экспертов, далеко с не самыми лучшими клиническими характеристиками. Кроме того, данная модель томографа не имеет русифицированного интерфейса, – отмечают в Фонде «Здоровье». – Цена заключенных контрактов идентична копейка в копейку – то есть, в накладе никто не остался. Кроме государства и пациентов».
Эксперты фонда уже обратились в прокуратуру Тверской области и региональное управление ФАС с просьбой проверить легитимность заключенных контрактов. Кроме того, проведенный фондом анализ цен на эти модели показал, что аналогичная модель томографа была закуплена другим заказчиком за 15,7 млн руб. Таким образом, потери бюджета по двум закупкам составляют порядка 3,5 млн руб.
Специалисты отмечают, что в условиях экономических санкций задача эффективного расходования бюджетных средств встает особенно остро. Но пока чиновники на местах еще не поняли остроты ситуации.