«Нынешний кризис медленно запрягает, — считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Это его главное отличие от 2008–2009 годов. Тогда цены на нефть резко упали, но и быстро отскочили. Теперь такого не будет. К сожалению, за эти годы мы не сделали работу над ошибками, структура экономики по-прежнему сырьевая. Тот план борьбы с кризисом, которое предложило правительство, — затыкание дыр, направленное на поддержку крупных банков и больших компаний. Для реального бизнеса никаких послаблений или стимулирующих мер не предусмотрено. А без этого мы не сможем провести диверсификацию».
По мнению Титова, оценить состояние экономики можно с помощью двух объективных показателей. Во-первых, статистики. Кстати, по данным Росстата, промышленное производство в январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014-го упало на 21,2%. Впрочем, пока настоящего обвала еще нет, так как по сравнению с январем прошлого года оно даже выросло на 0,9% (хотя ВВП все-таки упал, по данным Минэкономразвития, за этот же срок на 1,5%. — «МК»).
Во-вторых, опросов руководителей предприятий. Последние исследования настроений бизнеса и были презентованы Борисом Титовым. На их основе был определен соответствующий индекс, который стал результатом опроса гендиректоров более 5,5 тыс. крупных и средних предприятий (там, где работает свыше 101 человека) в сфере промышленности, строительства, розничной торговли и сферы услуг.
Как и следовало ожидать, в феврале, после краткосрочного незначительного улучшения ситуации, произошло сокращение выпуска продукции и спроса на нее, ухудшение финансово-экономической ситуации на предприятиях. «45% опрошенных гендиректоров потеряли уверенность и просто не знают, что будет завтра с экономикой, — заявил бизнес-омбудсмен. — Они не задумываются над стратегической перспективой своих компаний. О каких инвестициях в производство можно говорить в таких условиях? Плюс ключевая ставка в 15%, по сути дела, носит заградительный характер для кредитования. Я считаю, что ее нужно установить ниже уровня инфляции в районе 4–5%. Ничего в этом страшного нет».
Наиболее пессимистично оценивают свои перспективы директора в текстильном и швейном производстве, торговле, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. В торговле, вклад которой в ВВП — около 20%, в январе зафиксировано падение на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Лучше всех себя чувствуют металлурги и пищевая промышленность. Причем по разным причинам. Если у первых продукция экспортно ориентированная, и при сокращении рублевых издержек их валютная выручка не изменилась, то у вторых появились дополнительные возможности, связанные с импортозамещением и возросшим спросом на все отечественное. Статистика это частично подтверждает. Например, производство водки и вина выросло на 26,4% и 20,7% больше, чем годом ранее. В кризис, как свидетельствуют психологи, народ пьет больше.