Если предположить, что вся эта история не фальшивка, все равно к подобным акциям большинство людей относятся крайне осторожно. Если называть вещи своими именами, то ритейл в декабре-январе сначала «накрутил» цены, а потом, когда национальная валюта стабилизировалась в районе 62–65 рублей, объявил о «заморозке».
При этом делается это громко и красиво. А что же мы имеем по факту? Ничего хорошего. Например, в Москве сотрудники столичной прокуратуры на конец января выявили двукратное завышение цен поставщиков на продовольствие практически во всех крупных торговых сетях. Говядина, полученная от поставщика за 259 рублей за 1 кг, продавалась по цене 460 рублей. То есть наценка — 77,5%. Творог, который был поставлен по 307 рублей, продавался за 629 рублей, тушка хека стоила 269 рублей с наценкой 130% от стоимости поставщика. То же самое происходило по всей стране с ценами на свинину, куриное мясо, рыбу, овощи, фрукты, яйца, гречку, рис, молоко и прочие продукты («МК» в еженедельном режиме мониторит цены на продовольствие).
По информации Минсельхоза, за полгода с момента введения российских контрсанкций говядина сильнее всего подорожала в Тыве — на 62,5%. В Забайкальском крае рост составил 41,7%, в Московской области — 40,1%. Цены на свинину больше всего выросли в Московской области — на 43,7%, в Брянской области — на 40,4%, в Камчатском крае — на 30,1%. Мясо птицы в Тульской области подросло в цене на 49,4%, в Хабаровском крае — на 45,8%. Заметнее всего сыры подорожали в Ивановской области — на 50,8%.
Впрочем, россияне не доверяют ритейлу и по другой причине. Сам механизм «заморозки» выглядит у них весьма сомнительно. Как правило, во всей товарной линейке выбирается какой-то один продукт одного бренда, который попадает под акцию. В целом это не более 5% от общего объема товаров. Стоимость остальных продуктов в лучшем случае не меняется, а в худшем повышается на несколько процентов, чтобы компенсировать потери продавца. В итоге как ни крути, а средний чек потребителя из недели в неделю постепенно растет. Кто-то назовет такие схемы обманом потребителя, а кто-то — маркетингом.
Каждый изгаляется как может. Порой доходит до смешного. В России начали появляться продовольственные карточки для малоимущих граждан. Так сказать, назад в будущее. Первые начнут действовать в Ульяновской области с мая 2015 года. Ежемесячно на карту будет начисляться тысяча рублей. На эту сумму можно будет приобрести до 20 наименований продуктов питания местного производства, входящих в региональный перечень социально значимых товаров: хлеб, гречку, макароны, молоко, сыр, сливочное и подсолнечное масло, сметану, творог, овощи (картофель, огурцы, помидоры, капусту, свеклу, морковь, лук), яблоки, сахар, разнообразное мясо, рыбу, куриные яйца. Все, естественно, местного производства. Отовариваться ульяновцы будут в магазинах торговой сети — участницы проекта. Количество и условия получения льготы в данный момент определяются.
Если пофантазировать, можно придумать еще много аналогичных «антикризисных» мер. Например, запретить покупать бананы, поскольку их средняя стоимость по России в январе 2015 года выросла на 48% к январю прошлого года — до 70,8 рубля. Глава Белоруссии Александр Лукашенко, столкнувшись с такой проблемой у себя в стране, отказался кушать бананы ввиду их дороговизны. И призвал соотечественников делать, как он. В кризис необходимо равняться на лучшие умы и передовой опыт.